Введение

В книге рассказывается о современных мастерах художественной ковки огромного региона, простирающегося от Игарки на востоке до Таллинна в Прибалтике, от Архангельска у Полярного круга до Еревана и Тбилиси на Кавказе. Цель этой работы - не обучение кузнечному делу, а изучение и обобщение современного состояния художественной ковки, знакомство с направлениями ее развития за последние тридцать лет на примерах работ восьмидесяти мастеров, представленных в предлагаемом издании.

Авторами в 1989 г. была издана книга "Художественная ковка и литье Москвы", в которой собран богатый материал по этим видам прикладного искусства с XVI по XX век. Предлагаемая книга является в какой-то мере ее продолжением. Современная художественная ковка - живой, постоянно развивающийся процесс, и приведенные примеры, конечно, не исчерпывают всего того, что делается сегодня мастерами в этом виде творчества. Однако, полное отсутствие какой-либо обобщающей литературы в этой области делает книгу актуальной.

В первой главе рассказано о технологических приемах современных мастеров художественной ковки, об использовании ими всего многовекового опыта ручной новки, инструменте, оборудовании и приспособлениях, даны примеры технологии выполнения отдельных изделий.

Во второй главе представлены бытовые изделия - от простого топора, холодного оружия, различных подсвечников, скобяных изделий до сложнейших, искусно выполненных тарелок, ваз и кувшинов.

Третья глава повествует о кованом металле в интерьере - это мебель и зеркала, камины и каминные приборы, изделия для освещения помещений (люстры, бра, торшеры), перила лестниц и площадок, оконные решетки и ажурные перегородки, декоративные панно для жилых помещений и станций метрополитена.

В четвертой главе рассказано о кованом металле в архитектуре - это ограды, ворота, навесы, указатели, вывески, фонари, уличные светильники, а также крупные декоративные композиции.

Пятая глава книги посвящена кованым и комбинированным композициям на темы природы, истории, литературы, культуры, здесь же приведены абстрактные композиции формотворчества, изделия металло-пластики, а также различные композиции из листовой латуни и меди, выполненные дифовкой и выколоткой.

Шестая глава повествует о методах обучения кузнечному мастерству и основах учебных программ, знакомит с примерами учебных работ.

В седьмой главе на основе анализа изложенного материала показывается, что основу современной эстетики художественных кованых работ составляет выявление красоты самого металла, его пластических свойств, наглядное отображение на его поверхности способа обработки металла при создании художественного произведения. Рассматриваются ведущие тенденции в современной художественной ковке.

Книга написана на основе материалов ежегодных выставок на фестивалях, организуемых Союзом кузнецов и Музеем кузнечной науки и техники. В книге приведено более 500 иллюстраций (фотографий, рисунков и схем) изделий, выполненных мастерами художественной ковки, приведены фотографии и краткие сведения об этих мастерах.



оглавление   следующая »

Поделиться:


Советуем прочитать:

up