Традиционные народные формы кузнечных работ

Кузнечные работы, выполненные в традиционных народных формах, например Армении, мы можем встретить во многих городах. Львовский мастер О.В. Боньковский выполнил в духе армянского декоративно-прикладного искусства вход в кафе "Урарту" в г.Львове (рис. 4.23). Основой образного решения явилось само название кафе. Урарту - древнее государство IX - IV веков до н.э. на территории Армянского нагорья. Несомненно, мастеру пришлось основательно Изучить стилистику древней художественной культуры Армении. Вероятно, значительно легче в этом отношении работалось Б.И. и О.И. Абдуллаевым - искусство таджикского народа постоянно вокруг них.

  4.23. О.В.Боньковокий. Оформление входа в кафе Урарту, г. Львов
4.23. О.В.Боньковокий. Оформление входа в кафе Урарту, г. Львов

Мы приводим две крупные работы Абдуллаевых, выполненные для Душанбе: декоративная решетка у родника "Оби-Гарм" (рис. 4.24) и круглые декоративные решетки чайханы "Саодат" (рис. 4.25 и 4.26). Одной из характерных черт таджикского орнамента является симметричная композиция, "прозрачный" рисунок с контрастным сопоставлением плотно заполненных пространств. Сочетание стилизованных изображений с геометрическими мотивами, символами и эмблемами.

  4.24. Б.И. и О.И.Абдуллаевы. Декоративная решетка у родника Оби-Гарм
4.24. Б.И. и О.И.Абдуллаевы. Декоративная решетка у родника Оби-Гарм
  4.25. Б.И. и О.И.Абдуллаевы. Декоративные решетки чайханы Саодат
4.25. Б.И. и О.И.Абдуллаевы. Декоративные решетки чайханы Саодат
  4.26. Б.И. и О.И.Абдулаевы. Декоративная решетка чайханы Саодат
4.26. Б.И. и О.И.Абдулаевы. Декоративная решетка чайханы Саодат

Своеобразны и глубоко народны работы Витаутаса Ярутиса. Они напоминают ажурные произведения литовских резчиков по дереву или керамистов. По его словам, он в свое время был и резчиком, и ювелиром, но ... раз попробовав силы в кузнечном деле, уже не смог его оставить. С большим мастерством делает Ярутис и маленькие фонари или оконные решетки, и крупные, высотой до десяти метров кованые композиции (рис. 4.27 - 4.29).

  4.27. В.Ярутис Решетка окна
4.27. В.Ярутис Решетка окна
  4.28. В.Ярутис Фонарь
4.28. В.Ярутис Фонарь

всегда он с большим тактом учитывает окружающую городскую среду. Завершая сложившуюся до него градостроительную ситуацию, своим произведением он активно помогает эстетически сформироваться данной части городского пространства. На рис. 4.28 показан пример использования валуна в качестве основы для уличного фонаря. И сама форма фонаря, его пропорции сделаны "не вообще", а конкретно для этого и только для этого места города Алитуса. При совершенно другом окружении (в том же городе) с равнинным рельефом и горизонтальной застройкой мастер ставит стремящуюся вверх вертикальную композицию - декоративный флюгер, подчеркнуто контрастный по своим формам данному пейзажу (рис. 4.29).

  4.29. В.Ярутис Флюгер в городе Алитусе
4.29. В.Ярутис Флюгер в городе Алитусе

Наоборот, в усадебной, "уютной" застройке им создается кованая эмблема - невысокая, сложная по форме и приемам ковки, ажурная по рисунку, соразмерная окружающему пространству (рис. 4.30). Оригинально решена декоративная композиция "Цветок" для Экспериментального домостроительного комбината г. Алитуса.

  4.30. В.Ярутис. Эмблема домостроительного комбината
4.30. В.Ярутис. Эмблема домостроительного комбината

Мощный стебель выходит не из плиты, а просто из каменистой земли. У самого основания - три крупных, с богатой пластикой листа (рис. 4.31 и 4.32). Выразительно передана в металле складчатая форма широких листьев. Далее стебель переходит в прямую, витую, все время утончающуюся цветоножку, на конце которой расположен плодшар. Кузнец создал сказочный цветок на пустынной, без зелени площадке домостроительного комбината, нарушив своим искусством сухость, невыразительность застройки огромного производстйенного двора. Еще две композиции установлены во дворах (рис. 4.33 и 4.34). Они решены по-разному, но по своей функции однозначны - их цель оживить геометрическую ритмику окружающей архитектуры.

  4.31. В.Ярутис. Декоративный цветок
4.31. В.Ярутис. Декоративный цветок
  4.32. В.Ярутис. Фрагмент декоративного цветка
4.32. В.Ярутис. Фрагмент декоративного цветка
  4.33. В.Ярутио. Декоративная скульптура
4.33. В.Ярутио. Декоративная скульптура
  4.34. В.Ярутио. Скульптурная композиция Весна
4.34. В.Ярутио. Скульптурная композиция Весна

В декоративной скульптуре "Весна" общая форма, свобода линий и пятен, вертикальность силуэта - все предназначено для того, чтобы контрастировать с монотонным ритмом белых стеновых панелей и черных окон. Несомненно, что созданная талантливым мастером композиция приковывает к себе внимание, делает дворовое пространство "теплее", человечнее. Попробуйте мысленно убрать скульптуру и останется скучный казенный двор. "В.Ярутис не кончал ни школы кузнечного дела, ни другой какой-нибудь художественной школы", - пишет В. Петкявичус в статье "Талант редкого искусства". Все, как говорит он сам, "из себя и через себя". Обладает врожденным чувством пропорций и точным пониманием функционального назначения своих произведений". Вторую тенденцию в современной художественной ковке представляют работы, не связанные непосредственно с народным национальным искусством, в них чаще всего использованы композициднные приемы и наиболее характерные элементы классических художественных стилей. Иногда это только напоминание о каком-либо стиле, иногда - прямая стилизация. Это не значит, что качество исполнения той или иной работы хуже или само произведение менее ценно. Все зависит от места установки изделия и той задачи, которую ставил перед собой автор. Например, художник-кузнец Т. Линна в 1986 г. в арке дома старой части Таллинна сделал кованую калитку. Естественно, он должен был учитывать всю окружающую архитектурную ситуацию -средневековую застройку, характер улочек и проездов, некоторые здания, построенные в начале ХУИ! века в стиле барокко. Все это наложило отпечаток на принятое художником решение (рис. 4.35). Скупые средства выразительности, строгая выверенность изгибов и толш.ин каждого стержня делают эту калитку произведением кузнечного искусства.

  4.35. Т.Т.Линна. Калитка
4.35. Т.Т.Линна. Калитка

Совершенно в ином плане грузинскими мастерами Т.И. и Л.И. Сулханишвили, И.Г. Тогонидзе и Т.А. Гамкрелидзе в 1985 г. решены ворота театра им. Ш. Руставели в Тбилиси. Ворота размерами 4,35 х X 3,00 м выполнены в технике ручной ковки с использованием выколотки и чеканки (рис. 4.36).

  4.36. Т.А.Гамкрелидзе, Л.И. и Т.И.Сулханишвили, И.Г.Тогонидзе. Ворота театра им. Ш.Руставели в г. Тбилиси
4.36. Т.А.Гамкрелидзе, Л.И. и Т.И.Сулханишвили, И.Г.Тогонидзе. Ворота театра им. Ш.Руставели в г. Тбилиси

Это торжественные, парадные ворота, рассчитанные на то, чтобы поразить воображение зрителя роскошным плетением всевозможных спиральных завитков и чеканных веток с листьями. Центром каждого створа является богато украшенная окружность с витой полосой по периметру и трилистником в середине. Весь арсенал декоративных средств барокко представлен здесь в полном объеме. Техника исполнения наглядно показана во фрагменте центральной части створа и двух деталях (рис. 4.37 - 4.39).

  4.37. ТЖГамкрелидзе, Л.И. и Т.И.Сулханишвипи, И.Г.Тогонидзе. Фрагмент ворот театра им. Ш.Руставели
4.37. ТЖГамкрелидзе, Л.И. и Т.И.Сулханишвипи, И.Г.Тогонидзе. Фрагмент ворот театра им. Ш.Руставели
  4.38. Т.А.Гамкрелидзе, Л.И. и Т.И.Сулханишвили, И.Х.Тогоиидэе. Деталь 1 ворот театра им.Руставели
4.38. Т.А.Гамкрелидзе, Л.И. и Т.И.Сулханишвили, И.Х.Тогоиидэе. Деталь 1 ворот театра им.Руставели
  4.39. Т.А.Гамкрелидзе, Л.И. и Т.И.Сулханишвили, И.Х.Тогоиидэе. Деталь 2 ворот театра им.Руставели
4.39. Т.А.Гамкрелидзе, Л.И. и Т.И.Сулханишвили, И.Х.Тогоиидэе. Деталь 2 ворот театра им.Руставели



« предыдущая    оглавление   следующая »

Поделиться:


Советуем прочитать:

up