Прежде чем перейти к рассказу о композициях, целесообразно остановиться на ряде общих вопросов, связанных с художественным творчеством в металле в наше время. Художественные композиции из кованого металла в XX веке претерпели сильные изменения. Этому способствовало широкое применение электро- и газовой сварки, стало возможным создание сварных монументальных работ из искусно "выколоченного" листового металла с легким стальным каркасом.
Вот как характеризует этот процесс А. Григорьев в своей статье "Металл в скульптуре" появились новые способы обработки металлов, которые ловлекли за собой необходимость вспомнить и старые - это ковка и сварка. Первая известна с древних времен, вторая - явление двадцатого века! Способ сварки металлов электро- и газовым способом произвел подлинную революцию в технике... Техника и искусство переплетены в наше время."
Эстетика XX века стремительно меняла представления о пластике. Уже в первые десятилетия стали появляться работы, совершенно невозможные ранее. В творческих поисках мастеров постепенно стал появляться новый пластический язык, и этот процесс захватил всю культуру. Одним из примеров современных взглядов на пластическую выразительность можно считать кованую фигуру "Всадник", установленную в новом районе г. Вильнюса - Лаздинае, автор Каралюс (рис. 5.1).

|
5.1. Каралюс. Скульптурная композиция Всадник, г. Вильнюс |
Объемная композиция, очень крупная по размерам, далекая от натуралистичности, зрительно стоит на "легких", тонких опорах (ноги коня). Этот контраст получен сочетанием каркаса с дифованными листами металла, соединенными сваркой. Аналогичные произведения и композиции меньших размеров выполняются мастерами и без каркаса - их можно увидеть на многих улицах и в зонах отдыха современных городов. Новая техника работы с металлом находит все большее применение у современных кузнецов-художников.
Теперь о кованых и комбинированных композициях. В предыдущих главах рассмотрены кузнечные работы в той или иной степени утилитарного назначения. Однако существует и всегда существовала область художественного творчества кузнецов, где по примеру скульпторов, графиков, живописцев они в привычном материале (кованом металле) выражают свое отношение к жизни, к войне и миру, к родной земле, ее истории, музыке и т.п. Самые разнообразные темы затрагивает творчество мастеров художественной ковки.
На рис.5.2 в композиции "Кузнец" представлена своеобразная аллегория кузнечного труда: на толстый лист металла нанесено изображение наковальни и раскрытых ладоней. На наковальне закреплена откованная объемная фигурка сидящего кузнеца. Две символические мозолистые ладони, расположенные в верхней части композиции, имеют "секрет" это рисунок рук петербургских художников-кузнецов В.Ю. Сохоневича и В.М. Путимцева. В латунной "мозоли" одной и в лунке другой руки с ювелирным искусством высечены клейма авторов.

|
5.2. аю.сохонввич, ам.путимцев. Композиция Кузнец |
Ручная ковка дает возможность выразить самые различные авторские замыслы: это может быть тема природы - растительный и животный мир, тема истории, литературы, культуры, могут быть и абстрактные композиции формотворчества. Рассмотрим современные кованые и комбинированные композиции в упомянутой выше последовательности.
Богатство форм растительного мира увлекает многих кузнецов и каждый изображает их по-своему. В композициях на тему природы, может быть, наиболее ярко проявляется лирическая сторона дарования мастера. Композиция "Корзина цветов" торжественна и, в то же время, в какой-то степени в ней есть поэзия театра, сцены, ведь цветы и театральная сцена связаны в человеческом сознании. Контрастно к жестким линиям корзины изготовлены цветы и листья травы. Один и тот же материал по-разному "звучит" в этом сочетании. А.И. Биловол и А.И.Литвин выполнили эту работу для цветочного магазина г.Донецка (рис. 5.3).

|
5.3. А.И.Биловол, А.И.Литвин. Корзина с цветами |
Кузнец В.М. Белов из стандартных сортов проката (труб, полосовой стали, катанки, листа и т.п.) с использованием сварки создал интересную композицию - "Тюльпаны". Легкие, широкие цветы в металлическом, умышленно грубом, ведерке поставлены на массивную наковальню (рис. 5.4).

|
5.4. В.М.Белов. Композиция Тюльпаны |
На рис. 5.5 - 5.8 показана работа С. Бабикаса "Времена года", состоящая из четырех композиций: "Весна", "Лето", "Осень" и "Зима". Времена года переданы через состояние растений: упругой трары со стремящимися вверх бутонами весной, пышным цветком на листе водяной лилии летом, согнутой и увядающей травы осенью и сломанным камышом зимой. Основания выполнены из толстой листовой стали,стебли и листья - цельнокованые.

|
5.5. СИ.Бабикас. Композиция Времена года - Весна |

|
5.6. С.И.Бабикас. Композиция Времена года -Лето |

|
5.7. СИ. Бабикас. Композиция Времена года -Осень |

|
5.8. С.И.5абикас. Композиция Времена года -Зима |
Небольшое по размерам (высотой до 25 см), интересное произведение "Деревья на ветру" создано художником-кузнецом Т. Линна. Выразительность работы достигается максимальной условностью изображения, лаконизмом и стремлением всю пластику формы подчинить основной идее - заставить зрителя поверить в ветер (рис. 5.9). Отправной точкой для своей работы В.Ю.Сохоневич выбрал пейзаж и назвал ее "Старый пруд". Это ковано-сварная композиция, которая условно может быть названа пейзажной.

|
5.9. Т.Т.Линна. Композиция Деревья на ветру |
С помощью ковки выполнены стебли травы и земля, вода изображается налитой на стальную пластину расплавленной латунью (рис. 5.10). В дальнейшем Сохоневич прямо переходит к идее кованой картины. Композиция "Городской пейзаж" выполнена ручной ковкой по металлу с нанесением горячей эмали (размеры ее 42 х 61 см).

|
5.10. В.Ю.Сохоневич. Композиция Старый пруд |
Здесь много реалистичного и много условного: условно само центральное сооружение в лесах, а также застройка правой и левой сторон улицы, которая описывает в перспективе точную половину окружности и т.п. (рис. 5.11).

|
5.11. В.Ю.Сохоневич. Композиция Городской пейзаж |
Кованые картины, пейзажи и особенно натюрморты с цветами часто встречаются среди работ современных кузнецов-художников. На рис. 5.12 - 5.14 приведено несколько таких произведений, выполненных СБ. Голубевым, Н.В. Фирстовым и А.Л. Жестковым.

|
5.12. С.Б.Голубев Натюрморт |

|
5.13. Н.В. Фирстов Утро |

|
5.14. А.Л.Жестков. Композиция |
Остро и неожиданно решена тема, в декоративной пластической композиции С.А. Скромблевича "Весенний луч" из латуни, меди и дюралюминия (рис. 5.15). Плоскую матовую поверхность в диагональном направлении пересекает пучок стандартных профилей - символ луча. В нижней части плоскости - реалистично выполненный, еще не распустившийся цветок - символ весны. Среди кованых композиций встречаются работы, в которых идея и образ как бы сливаются воедино.

|
5.15. С.А.Скромблевич. Весенний луч |
Ярким примером может служить композиция Н.Е. Марченко "Память", в которой один единственный цветок и листок на длинном стебельке находятся под охраной и защитой "ленты памяти". Лепестки цветка изготовлены из листовой меди, покрыты серной печенью и частично полированы. Остальные элементы выполнены из стали, соединения - электро- и газовой сваркой. Удивительная динамика ленты создается за счет неравномерности ее ширины. Это одна из наиболее выразительных работ такого рода (рис. 5.16).

|
5.16. Н.Е.Марченко. Память |
Интересна по теме и технологии изготовления композиция, выполненная кузнецами В.Н. Деминым, О.И. Стасюком, А.В. Чухманенко и посвященная дружбе украинского, белорусского и русского народов. Три фигурные пластины, откованные с помощью тяжелого пневматического молота из целых кусков металла, как три ладони, бережно охраняют цветок - символ счастья и мира (рис. 5.17 и 5.18).

|
5.17. В.Н.Демин, А.В.Чухманенко, О.И.Стасюк. Дружба |
Идея постоянного обновления жизни, новых молодых ростков рядом с крупными старыми листьями выражена в композиции "Пробуждение" А.И.Биловола и А.И. Литвина. Работа выполнена ручной ковкой, соединения сварные (рис. 5.19).

|
5.18. В.Н.Демин, А.В.Чухманенко, О.И.Стасюк. Фрагмент композиции Дружба |

|
5.19. А.И.БИЛОВОЛ, Л.И.Литвин. Композиция Пробуждение |
В современной художественной ковке активно используется металлический лист или стержень, но могут быть применены обрезки труб, куски рельса или швеллера, изрезанные автогеном пластины и пр. Кузнец-художник может в этом увидеть будущее произведение, как скульптор видит свое в выкорчеванных корнях деревьев. В самом разрезе и развороте трубчатого металла, наплывах сварного шва есть своя притягательная сила. На этом принципе Биловолом и Литвиным построена композиция "Ноктюрн" (рис. 5.20).

|
5.19. А.И.БИЛОВОЛ, Л.И.Литвин. Композиция Пробуждение |

|
5.20. А.И.БИЛОВОЛ, Л.И.Литвин. Фрагмент Композиции Ноктюрн |
Техника исполнения отлично видна на детали композиции (рис. 5.21). Большая космическая тема заложена в сложной структуре "Земля - источник жизни", которую выполнил кузнец В.С. Волковой.

|
5.21.В.Гудинович. Дерево Азбука |
Ее зрительным центром является изображение земного шара, от которого в разные стороны окружающего пространства прорастают ветки жизни (рис. 5.22).

|
5.22. В.С.Волковой, Композиция Земля - источник жизни |

|
5.23. О.В.Боньковский Оформление выхода в кафе Урарту г.Львов |

|
5.24. Б.И. О.И. Обдулаевы Декоративная решетка у родника Обигарм |
Все детали выкованы из стандартных стержней и листовой стали и соединены сваркой. Будущее нашей планеты сегодня тревожит все человечество и, естественно, это получило отражение в различных видах искусства. Кузнец-художник А.Н.Беланов выполнил макет большой монументальной композиции "Судьба планеты" (рис. 5.25).

|
5.24. А.Н.Беланов Судьба планеты |
Хищная птица, - пишет автор, - несет клетку с нашей планетой; птица - зло (расходы на вооружение, проблемы голода, экологии, эпидемий и т.п.) и ... наша планета по сути дела в клетке проблем... нужно что-то делать, чтобы всем вместе не пропасть". В процессе работы, мастер столкнулся с затруднением - вертикально повисшая цепь не создавала впечатления движения, композиция была статичной. После долгих поисков решение было найдено - небольшой изгиб цепи и сварка ее звеньев создали ощущение движения.
« предыдущая оглавление следующая »