Изменения композиций из металла, благодаря сварке

Прежде чем перейти к рассказу о композициях, целесообразно остановиться на ряде общих вопросов, связанных с художественным творчеством в металле в наше время. Художественные композиции из кованого металла в XX веке претерпели сильные изменения. Этому способствовало широкое применение электро- и газовой сварки, стало возможным создание сварных монументальных работ из искусно "выколоченного" листового металла с легким стальным каркасом.

Вот как характеризует этот процесс А. Григорьев в своей статье "Металл в скульптуре" появились новые способы обработки металлов, которые ловлекли за собой необходимость вспомнить и старые - это ковка и сварка. Первая известна с древних времен, вторая - явление двадцатого века! Способ сварки металлов электро- и газовым способом произвел подлинную революцию в технике... Техника и искусство переплетены в наше время."

Эстетика XX века стремительно меняла представления о пластике. Уже в первые десятилетия стали появляться работы, совершенно невозможные ранее. В творческих поисках мастеров постепенно стал появляться новый пластический язык, и этот процесс захватил всю культуру. Одним из примеров современных взглядов на пластическую выразительность можно считать кованую фигуру "Всадник", установленную в новом районе г. Вильнюса - Лаздинае, автор Каралюс (рис. 5.1).

  5.1. Каралюс. Скульптурная композиция Всадник, г. Вильнюс
5.1. Каралюс. Скульптурная композиция Всадник, г. Вильнюс

Объемная композиция, очень крупная по размерам, далекая от натуралистичности, зрительно стоит на "легких", тонких опорах (ноги коня). Этот контраст получен сочетанием каркаса с дифованными листами металла, соединенными сваркой. Аналогичные произведения и композиции меньших размеров выполняются мастерами и без каркаса - их можно увидеть на многих улицах и в зонах отдыха современных городов. Новая техника работы с металлом находит все большее применение у современных кузнецов-художников.

Теперь о кованых и комбинированных композициях. В предыдущих главах рассмотрены кузнечные работы в той или иной степени утилитарного назначения. Однако существует и всегда существовала область художественного творчества кузнецов, где по примеру скульпторов, графиков, живописцев они в привычном материале (кованом металле) выражают свое отношение к жизни, к войне и миру, к родной земле, ее истории, музыке и т.п. Самые разнообразные темы затрагивает творчество мастеров художественной ковки.

На рис.5.2 в композиции "Кузнец" представлена своеобразная аллегория кузнечного труда: на толстый лист металла нанесено изображение наковальни и раскрытых ладоней. На наковальне закреплена откованная объемная фигурка сидящего кузнеца. Две символические мозолистые ладони, расположенные в верхней части композиции, имеют "секрет" это рисунок рук петербургских художников-кузнецов В.Ю. Сохоневича и В.М. Путимцева. В латунной "мозоли" одной и в лунке другой руки с ювелирным искусством высечены клейма авторов.

  5.2. аю.сохонввич, ам.путимцев. Композиция Кузнец
5.2. аю.сохонввич, ам.путимцев. Композиция Кузнец

Ручная ковка дает возможность выразить самые различные авторские замыслы: это может быть тема природы - растительный и животный мир, тема истории, литературы, культуры, могут быть и абстрактные композиции формотворчества. Рассмотрим современные кованые и комбинированные композиции в упомянутой выше последовательности.

Богатство форм растительного мира увлекает многих кузнецов и каждый изображает их по-своему. В композициях на тему природы, может быть, наиболее ярко проявляется лирическая сторона дарования мастера. Композиция "Корзина цветов" торжественна и, в то же время, в какой-то степени в ней есть поэзия театра, сцены, ведь цветы и театральная сцена связаны в человеческом сознании. Контрастно к жестким линиям корзины изготовлены цветы и листья травы. Один и тот же материал по-разному "звучит" в этом сочетании. А.И. Биловол и А.И.Литвин выполнили эту работу для цветочного магазина г.Донецка (рис. 5.3).

  5.3. А.И.Биловол, А.И.Литвин. Корзина с цветами
5.3. А.И.Биловол, А.И.Литвин. Корзина с цветами

Кузнец В.М. Белов из стандартных сортов проката (труб, полосовой стали, катанки, листа и т.п.) с использованием сварки создал интересную композицию - "Тюльпаны". Легкие, широкие цветы в металлическом, умышленно грубом, ведерке поставлены на массивную наковальню (рис. 5.4).

  5.4. В.М.Белов. Композиция Тюльпаны
5.4. В.М.Белов. Композиция Тюльпаны

На рис. 5.5 - 5.8 показана работа С. Бабикаса "Времена года", состоящая из четырех композиций: "Весна", "Лето", "Осень" и "Зима". Времена года переданы через состояние растений: упругой трары со стремящимися вверх бутонами весной, пышным цветком на листе водяной лилии летом, согнутой и увядающей травы осенью и сломанным камышом зимой. Основания выполнены из толстой листовой стали,стебли и листья - цельнокованые.

  5.5. СИ.Бабикас. Композиция Времена года  Весна
5.5. СИ.Бабикас. Композиция Времена года - Весна
  5.6. С.И.Бабикас. Композиция Времена года -Лето
5.6. С.И.Бабикас. Композиция Времена года -Лето
  5.7. СИ. Бабикас. Композиция Времена года -Осень
5.7. СИ. Бабикас. Композиция Времена года -Осень
  5.8. С.И.5абикас. Композиция Времена года -Зима
5.8. С.И.5абикас. Композиция Времена года -Зима

Небольшое по размерам (высотой до 25 см), интересное произведение "Деревья на ветру" создано художником-кузнецом Т. Линна. Выразительность работы достигается максимальной условностью изображения, лаконизмом и стремлением всю пластику формы подчинить основной идее - заставить зрителя поверить в ветер (рис. 5.9). Отправной точкой для своей работы В.Ю.Сохоневич выбрал пейзаж и назвал ее "Старый пруд". Это ковано-сварная композиция, которая условно может быть названа пейзажной.

  5.9. Т.Т.Линна. Композиция Деревья на ветру
5.9. Т.Т.Линна. Композиция Деревья на ветру

С помощью ковки выполнены стебли травы и земля, вода изображается налитой на стальную пластину расплавленной латунью (рис. 5.10). В дальнейшем Сохоневич прямо переходит к идее кованой картины. Композиция "Городской пейзаж" выполнена ручной ковкой по металлу с нанесением горячей эмали (размеры ее 42 х 61 см).

  5.10. В.Ю.Сохоневич. Композиция Старый пруд
5.10. В.Ю.Сохоневич. Композиция Старый пруд

Здесь много реалистичного и много условного: условно само центральное сооружение в лесах, а также застройка правой и левой сторон улицы, которая описывает в перспективе точную половину окружности и т.п. (рис. 5.11).

  5.11. В.Ю.Сохоневич. Композиция Городской пейзаж
5.11. В.Ю.Сохоневич. Композиция Городской пейзаж

Кованые картины, пейзажи и особенно натюрморты с цветами часто встречаются среди работ современных кузнецов-художников. На рис. 5.12 - 5.14 приведено несколько таких произведений, выполненных СБ. Голубевым, Н.В. Фирстовым и А.Л. Жестковым.

  5.12. С.Б.Голубев Натюрморт
5.12. С.Б.Голубев Натюрморт
  5.13. Н.В. Фирстов Утро
5.13. Н.В. Фирстов Утро
  5.14. А.Л.Жестков. Композиция
5.14. А.Л.Жестков. Композиция

Остро и неожиданно решена тема, в декоративной пластической композиции С.А. Скромблевича "Весенний луч" из латуни, меди и дюралюминия (рис. 5.15). Плоскую матовую поверхность в диагональном направлении пересекает пучок стандартных профилей - символ луча. В нижней части плоскости - реалистично выполненный, еще не распустившийся цветок - символ весны. Среди кованых композиций встречаются работы, в которых идея и образ как бы сливаются воедино.

  5.15. С.А.Скромблевич. Весенний луч
5.15. С.А.Скромблевич. Весенний луч

Ярким примером может служить композиция Н.Е. Марченко "Память", в которой один единственный цветок и листок на длинном стебельке находятся под охраной и защитой "ленты памяти". Лепестки цветка изготовлены из листовой меди, покрыты серной печенью и частично полированы. Остальные элементы выполнены из стали, соединения - электро- и газовой сваркой. Удивительная динамика ленты создается за счет неравномерности ее ширины. Это одна из наиболее выразительных работ такого рода (рис. 5.16).

  5.16. Н.Е.Марченко. Память
5.16. Н.Е.Марченко. Память

Интересна по теме и технологии изготовления композиция, выполненная кузнецами В.Н. Деминым, О.И. Стасюком, А.В. Чухманенко и посвященная дружбе украинского, белорусского и русского народов. Три фигурные пластины, откованные с помощью тяжелого пневматического молота из целых кусков металла, как три ладони, бережно охраняют цветок - символ счастья и мира (рис. 5.17 и 5.18).

  5.17. В.Н.Демин, А.В.Чухманенко, О.И.Стасюк. Дружба
5.17. В.Н.Демин, А.В.Чухманенко, О.И.Стасюк. Дружба

Идея постоянного обновления жизни, новых молодых ростков рядом с крупными старыми листьями выражена в композиции "Пробуждение" А.И.Биловола и А.И. Литвина. Работа выполнена ручной ковкой, соединения сварные (рис. 5.19).

  5.18. В.Н.Демин, А.В.Чухманенко, О.И.Стасюк. Фрагмент композиции Дружба
5.18. В.Н.Демин, А.В.Чухманенко, О.И.Стасюк. Фрагмент композиции Дружба
  5.19. А.И.БИЛОВОЛ, Л.И.Литвин. Композиция Пробуждение
5.19. А.И.БИЛОВОЛ, Л.И.Литвин. Композиция Пробуждение

В современной художественной ковке активно используется металлический лист или стержень, но могут быть применены обрезки труб, куски рельса или швеллера, изрезанные автогеном пластины и пр. Кузнец-художник может в этом увидеть будущее произведение, как скульптор видит свое в выкорчеванных корнях деревьев. В самом разрезе и развороте трубчатого металла, наплывах сварного шва есть своя притягательная сила. На этом принципе Биловолом и Литвиным построена композиция "Ноктюрн" (рис. 5.20).

  5.19. А.И.БИЛОВОЛ, Л.И.Литвин. Композиция Пробуждение
5.19. А.И.БИЛОВОЛ, Л.И.Литвин. Композиция Пробуждение
  5.20. А.И.БИЛОВОЛ, Л.И.Литвин. Фрагмент Композиции Ноктюрн
5.20. А.И.БИЛОВОЛ, Л.И.Литвин. Фрагмент Композиции Ноктюрн

Техника исполнения отлично видна на детали композиции (рис. 5.21). Большая космическая тема заложена в сложной структуре "Земля - источник жизни", которую выполнил кузнец В.С. Волковой.

  5.21.В.Гудинович. Дерево Азбука
5.21.В.Гудинович. Дерево Азбука

Ее зрительным центром является изображение земного шара, от которого в разные стороны окружающего пространства прорастают ветки жизни (рис. 5.22).

  5.22. В.С.Волковой, Композиция Земля - источник жизни
5.22. В.С.Волковой, Композиция Земля - источник жизни
  5.23. О.В.Боньковский Оформление выхода в кафе Урарту г.Львов
5.23. О.В.Боньковский Оформление выхода в кафе Урарту г.Львов
  5.24. Б.И. О.И. Обдулаевы Декоративная решетка у родника Обигарм
5.24. Б.И. О.И. Обдулаевы Декоративная решетка у родника Обигарм

Все детали выкованы из стандартных стержней и листовой стали и соединены сваркой. Будущее нашей планеты сегодня тревожит все человечество и, естественно, это получило отражение в различных видах искусства. Кузнец-художник А.Н.Беланов выполнил макет большой монументальной композиции "Судьба планеты" (рис. 5.25).

  5.24. А.Н.Беланов Судьба планеты
5.24. А.Н.Беланов Судьба планеты

Хищная птица, - пишет автор, - несет клетку с нашей планетой; птица - зло (расходы на вооружение, проблемы голода, экологии, эпидемий и т.п.) и ... наша планета по сути дела в клетке проблем... нужно что-то делать, чтобы всем вместе не пропасть". В процессе работы, мастер столкнулся с затруднением - вертикально повисшая цепь не создавала впечатления движения, композиция была статичной. После долгих поисков решение было найдено - небольшой изгиб цепи и сварка ее звеньев создали ощущение движения.



« предыдущая    оглавление   следующая »

Поделиться:


Советуем прочитать:

up