Современные изделия из металла

Существует целый ряд современных изделий из металла, в которых изображается мир живой природы. Приведем несколько примеров, в которых есть и юмор, и лирика, и большая любовь к окружающему нас миру. Это "Дверная цепочка" с изображением злой маленькой собачки, это "Дверная задвижка" -скучающая, задумчивая такса (рис. 2.36 и 2.37). Все эти изделия выполнены В.Е. Цигалем.

2.31. К. В. Шацкий. Дверная ручка
2.31. К. В. Шацкий. Дверная ручка
2.32. А.А. Колпаков, А.А. Лысяков. Дверная Дверная ручка. Кованая медь
2.32. А.А. Колпаков, А.А. Лысяков. Дверная Дверная ручка. Кованая медь
2.З3. В.А. и Н.А.Кривошеи-ны. Дверная ручка
2.З3. В.А. и Н.А.Кривошеины. Дверная ручка
2.34. А.А. Лысяков. Дверная стука-ручка. Кованая медь
2.34. А.А. Лысяков. Дверная стука-ручка. Кованая медь
2.35. В.Е. Цигаль. Стукало Дятел
2.35. В.Е. Цигаль. Стукало Дятел

Прекрасный художник, он даже из проволоки создает произведения графического искусства. На рис.2.38 приведена его работа "Журавль", в которой с легкостью, как единым росчерком пера, переданы зрителю и взлет птицы, и вода, и воздух. В той же технике (проволока, пайка) решен и удивительно лаконичный образ собаки - несколькими изгибами показаны ее облик, порода, шерсть (рис. 2.39). Мастер А.Н. Беланов,автор большого количества кованых и литых мини-композиций на темы природы, создал оригинального страуса (рис. 2.40). Телом ему служит камень, шея и ноги выполнены из кованой стали. Здесь нет натурализации, все условно, стилизовано. Работа И.В. Никитина "Цапля на болоте" выполнена в технике ручной ковки. Автор стремится как можно точнее передать характер изображаемого: болотную траву, птицу, ее настороженность, постановку ног и т.п. (рис. 2.41).

2.36. В.Е.Цигаль. Двер-ная цепочка с собач-кой
2.36. В.Е.Цигаль. Двер-ная цепочка с собач-кой .
2.37. В.Е.Цигаль. Двер-ная задвижка Такса
2.37. В.Е.Цигаль. Двер-ная задвижка Такса
2.38. В.Е. Цигаль. Журавль
2.38. В.Е. Цигаль. Журавль
2.39. В.Е. Цигаль. Собака
2.39. В.Е. Цигаль. Собака
2.40. А. Н. Беланов. Страус
2.40. А. Н. Беланов. Страус
2.41. И. В. Никитин. Цапля на. болоте
2.41. И. В. Никитин. Цапля на. болоте

Растительные мотивы всегда привлекали мастеров художественной ковки и они охотно выполняют из металла ветви, цветы, букеты. Конечно, каждый из них по-своему подходит к отображению окружающей нас природы и это зависит от общей концепции, которой придерживается художник. Одни стремятся к точной передаче особенностей растения, другие ищут обобщающие формы, символы. Букет ромашек или роз в вазе, выполненный В. и А. Мокеевыми, передает в металле красоту живых цветов. Казалось бы, что общего между цветком и железом, однако светотень на черном металле передает все тончайшие изгибы форм листьев, стеблей и цветов. Основ-ной мотив творчества Мокеевых - красота их родного северного края (рис. 2.42 и 2.43). Не менее искусно выполнены розы и кузнецом из Севастополя Ю.В.Левашовым, они изготовлены из алюминия методом холодной ковки, что встречается редко (рис. 2.44).

2.42. В.Л. А.В. Макеевы Ромашки
2.42. В.Л. А.В. Макеевы Ромашки
2.43. В.Л. А.В. Макеевы Розы
2.43. В.Л. А.В. Макеевы Розы
2.44. Ю.В.Левашов. Ро¬зы. Алюминий, холод¬ная ковка
2.44. Ю.В.Левашов. Ро¬зы. Алюминий, холод¬ная ковка

Литовский мастер С. Бабикас также охотно изображает мир растений. У него особый дар - умение передать движение, порывы ветра, движение воздуха вокруг его стальных цветов и веток (рис. 2.45 и 2.46). На рис. 2.47 показан фрагмент кованых цветов, внимательно и добротно выполненных опытным кузнецом Ю.Н. Бородиным из г. Владимира.

2.45. С.И.Бабикас. Ма¬ки
2.45. С.И.Бабикас. Ма¬ки
2.46. С.И. Бабикас. Цветы
2.46. С.И. Бабикас. Цветы
2.47.    Ю.Н. Бородин. Цветы, фрагмент
2.47. Ю.Н. Бородин. Цветы, фрагмент

Остановимся подробнее на работе "Лоза" кузнеца С.А. Колчина (рис. 2.48). О технике ее исполнения автор рассказывает следующее: "... Лоза изготовлена из одного куска металла. Исходная заготовка - титан квадратного сечения (40 х 40 мм). Заготовка протягивается для уменьшения сечения и увеличения длины, затем разрубается на конце на две части. Неразрубленной части заготовки придается форма ствола лозы с утолщением к концу. Оформляется шероховатая фактура поверхности. Одна из разрубленных частей несколько протягивается и осаживается до размера листа, после чего путем обрубки по контуру и насечки жилок зубилом ей придается форма виноградного листа. Вторая разрубленная часть сильно протягивается в длину с постепенным утонением от места разрубки. Листу на свинцовой плите придается окончательная выпукло-вогнутая форма, ствол лозы изгибается, протянутой части придается форма "уса", после чего изделие нагревается в газовой печи".

2.47.    Ю.Н. Бородин. Цветы, фрагмент
2.47. Ю.Н. Бородин. Цветы, фрагмент
2.48. С.А.Колчин. Лоза Кованый титан
2.48. С.А.Колчин. Лоза Кованый титан

Работы рижского мастера Ю. Густсона отличаются от приведенных ранее тем, что он не стремится точно воспроизводить натуру, а создает образ, используя цветок, как средство выражения своей мысли. На рис. 2.49 мы видим два стоящих на диске цветка - большой и маленький. Условность изображения цветов подчеркивает символику произведения - идею продолжения жизни: это взрослый и ребенок, зрелость и юность, словом жизнь. Другая работа Ю. Густсона еще более условна: массивный ствол утоняется кверху, наверху металл расклепывается в тонкие свободные лепестки, их два, они как цветок, как пламя, как символ достижения цели! (рис. 2.50).

2.48. С.А.Колчин. Лоза Кованый титан
2.48. С.А.Колчин. Лоза Кованый титан
2.49. Ю.Я.Густон Цветы
2.49. Ю.Я.Густон Цветы
2.50. Ю.Я.Густон Композиция
2.50. Ю.Я.Густон Композиция

Обращение к родной природе литовского мастера-художника В. Ярутиса позволяет ему создавать целые картины, - вот что пишет ис-кусствовед В. Петкавичус в "Каталоге металла Витаутаса Ярутиса": "... на ровном отшлифованном, даже немного измененном в цветовом отношении фоне, будто на хорошо натянутом и загрунтованном полотне выковывается веточка руты или другой какой-нибудь стилизеванный цветок. Этот способ ковки придает экспонатам необыкно-венно благородное, монументальное и обобщающее выражение" (рис. 2.51 - 2.53). Рижский мастер-художник Е.М. Рысин такие же кар-тины-панно создает на темы национальных праздников, например "Народный танец" и "Музыканты", выполненные чеканкой медного листа толщиной 0,6 мм (рис. 2.54 и 2.55).

2.51. В. Ярутис. Декора-тивная пластина 1
2.51. В. Ярутис. Декора-тивная пластина 1
2.52. В. Ярутис. Декора-тивная пластина 2
2.52. В. Ярутис. Декора-тивная пластина 2
2.53. В. Ярутис. Декора-тивная пластина 3
2.53. В. Ярутис. Декора-тивная пластина 3
2.53. В. Ярутис. Декора-тивная пластина 3
2.54. В.М. Рысин. Декора-тивное панно Народный танец
2.55. В.М. Рысин. Три фигуры
2.55. В.М. Рысин. Три фигуры



« предыдущая оглавление следующая »

Поделиться:


Советуем прочитать:

up