Современная ковка

Некоторые кузнецы создают современные дизайнерские изделия: перегородки, светильники, композиции и т.п. В основе технологических решений этих работ, как правило, можно встретить ряд многократно повторяющихся одинаковых плоских или объемных элементов, соединенных друг с другом и со стойками с помощью сварки и втулок или выполненных с применением стандартных профилей, украшенных декоративными вставками (работы С.А. Скромблевича, Л.Р. Вирбицкаса, О.В. Боньковского, В. Ярутиса, В.А. Михайлюка и других). Еш,е одно направление в развитии современного художественного металла - это металлопластика и кованая объемная скульптура. Мастера этого направления (В.Е. Цигаль, Каралюс, В.Я. Воробьев и другие) создают не только отдельные изделия, но решают целые композиции, используя ковку, гибку, сварку в основном листового металла.

И последнее направление, на котором следует остановиться, это создание з-х листового металла различных предметов интерьера: декоративных кувшинов, кубков, ваз, сервизов, тарелок, панно, пластин и других изделий быта (Е.М. Рысин, В.А. Васильев, А.Л. Захваткин, В. Ярутис, Ю.С. Невоструев). Технология выполнения работ и отделки изделий разнообразна: дифовка, выколотка, пайка, чеканка, полировка, матирование, травление, украшение рисунком из цветной эмали и другие.

Для того чтобы читателю легче было разобраться в технологии выполнения отдельных изделий, приведем несколько примеров. Ташкентский кузнец С.А. Колчин изготовил подсвечник на одну свечу. Изделие выполнено из одного куска металла. Вот как рассказывает мастер о технологии его изготовления:"... Исходная заготовка - сталь квадратного сечения 20 х 20 мм. После предварительной разметки производится ее разрубка вдоль оси на четыре части - заготовки для ножек и лепестков. В средней части заготовки надсекаются зубцы на внешних гранях, а центральная часть прорубается зубилом и разводится на четыре стороны. Далее отгибание и оформление ножек и лепестков и надсечка зубцов на ножках. И последняя операция - нагрев на установке ТВЧ и в газовой печи (рис. 1.11 и 1.12).

1.11. С.А.КОЛЧИН. Подсвечник. Кованый
1.11. С.А.КОЛЧИН. Подсвечник. Кованый
1.12. С.А.КОЛЧИН. Технологическая схема изготовления подсвечника
1.12. С.А.КОЛЧИН. Технологическая схема изготовления подсвечника

Кузнецы-художники братья Панченко при изготовлении каминных приборов (рис. 1.13 и 1.14) не отходили от обычных приемов ручной ковки, а для соединения элементов применяли клепку и электросварку.

1.13. Д.Ю. и Л.Ю. Панченко. Набор для камина. Кованая сталь
1.13. Д.Ю. и Л.Ю. Панченко. Набор для камина. Кованая сталь
1.14. Д.Ю. и Л.Ю. Панченко. Фрагмент опоры стойки каминного набора
1.14. Д.Ю. и Л.Ю. Панченко. Фрагмент опоры стойки каминного набора

Технология выполнения всех приборов одинакова, наиболее сложным изделием является стойка с кронштейнами для приборов. Заготовкой для стойки послужил стальной прут сечением 16X16 мм, которое в верхней части протяжкой было уменьшено до размеров 12x12 мм, а в месте насадки деревянной ручки выполнен уступ и грани скруглены. Центральная часть стойки торсирована с предварительной надрубкой граней. Три ножки вырублены из листовой стали толщиной 6 мм, прокованы вручную с нанесением рисунка и изогнуты, кронштейны изготовлены из прута диаметром 8 мм, отдельные элементы соединены между собой электросваркой. Все места соединения элементов закрыты декоративными розетками и трилистниками, вырубленными из листовой стали толщиной 4; 3 и 2 мм. Декоративные элементы украшены насечкой и изогнуты. После сборки стойка внизу и вверху расклепана и дополнительно закреплена электросваркой. Кованая "Рыба" из композиии "Песня" петербургского кузнеца-художника Л.И. Быкова выполнена в обычной для этого мастера технологии получения сложных объемных изделий из более простых его элементов, откованных и прошедших предварительную отделку (рис. 1.15).

1.15. Л.И. Быков. Рыба из композиции Песня
1.15. Л.И. Быков. "Рыба" из композиции "Песня"

Сборка велась с помощью газовой сварки, места соединения тщательно прокованы. Орнамент - полосы, чешую, фактуру хвоста и плавников мастер сделал при ковке в горячем состоянии, получая четкий объемный рисунок. После сборки изделию была придана окончательная динамичная форма. Глядя на эту работу, невольно вспоминается золотая рыбка из сказки А.С. Пушкина и слова: "... Приплыла к нему рыбка, спросила..."

Композицию "Экспресс" московского кузнеца-дизайнера В.Я.Воробьева следует, видимо, отнести к произведениям металлопластики (рис. 1.16).

1.16. В.Я. Воробьев. Композиция Экспресс
1.16. В.Я. Воробьев. Композиция "Экспресс"

Это модель задуманной мастером крупной монументальной работы, основная идея которой - показать стремительность событий нашего времени, показать, что глаз человека не всегда может рассмотреть детали "летящего вперед состава", т.е. воспринять все перемены сегодняшней жизни. Экспрессия движения передается размытостью линий вагона в четких границах условного пространства, как бы "туннеля". Технологически работа выполнена следующим образом: отдельные элементы прокованы, часть заготовок обработана на станках, "туннель" изготовлен из обработанных на строгальном станке стальных листов толщиной 2 мм, изогнутых в виде арки и соединенных газовой сваркой. "Мелькающие вагоны экспресса", в которых можно узнать очертания окон и дверей, - это собранные по определенному рисунку различные прокатные профили: полосы, уголки, сталь круглого сечения и пластины различной толщины. Элементы поезда соединены между собой электросваркой.

И последний пример - это технология изготовления декоративных ваз "Течет река Даугава" и "Аист", выполненных Народным художником Е.М. Рысиным из листовой латуни толщиной 0,8 мм. Ваза "Течет река Даугава" состоит из двух частей: нижней, полусферической с дном, и верхней, конической. Раскроенную нижнюю часть выдавливали на давильном станке с помощью деревянной формы, затем края в месте стыка зачистили, заготовку связали, подогнали и пайкой выполнили вертикальный шов. Пайку вели под слоем флюса с двух сторон, в качестве припоя использовали сплав серебра, цинка, меди и латуни, а для нагрева применяли газовую горелку.

1.17. Е.М. Рысин. Ваза 'Течет река Даугава'
1.17. Е.М. Рысин. Ваза 'Течет река Даугава'

Подготовленная таким образом нижняя часть вазы была обработана на деревянной форме специальными молотками с внутренней стороны до получения задуманной формы. Аналогично делался раскрой, подготовка, формовка и пайка верхней, конической части вазы. Конус выбивался с применением наружного шаблона, а затем, для сглаживания появившихся на нем выбоин, поверхность была обработана с применением специальных стальных пуансонов, соответствующих форме вазы. Подготовленные таким образом верхнюю и нижнюю части вазы подгоняли, изделие связали, произвели пайку соединительного шва и оформили горловину.

Верхнюю часть горловины выполнили выколачиванием наружу и снизу усилили латунной проволокой. Излишки металла удалили, швы и стенки вазы выровняли и выгладили до получения требуемой формы, затем поверхность обработали пятипроцентным раствором серной кислоты. Ваза подготовлена для отделки. Для выполнения чеканного рисунка на корпусе внутренняя полость вазы была залита специальным легкоплавким составом, так называемым чеканным пеком.

На поверхность корпуса нанесли рисунок и выполнили чеканку чеканами соответствующей формы, передвигая их таким образом, чтобы рисунок имел плавную линию. После окончания чеканки пек выплавили и корпус очистили бензином. Затем наружная поверхность вазы была отшлифована, оксидирована и вновь отшлифована твердой войлочной шайбой до получения матово-золотистого цвета. Все углубления, т.е. рисунок, остались темными. Отделка завершалась очисткой вазы бензином и нанесением лака.

Технология изготовления кувшина "Аист" принципиально та же, но его поверхность гладкая, чистая, блестящая. Заготовки отдельных частей кувшина и его сборка показаны на схеме (рис. 1.18, а, б).

1.18. Е.М. Рысин. Кувшин 'Аист'
1.18. Е.М. Рысин. Кувшин 'Аист'

Суммируя изложенное, можно сделать вывод, что современные мастера, как и в старину, располагают ограниченным набором простых, но универсальных инструментов и владеют ограниченным набором технологических приемов и операций по обработке металла. Казалось бы, такой арсенал средств должен предопределить и пределы сложности, качества и художественной выразительности создаваемых изделий. К счастью, это не так. Фантазия и мастерство, изобретательность, виртуозное владение технологией, прекрасное знание особенностей и возможностей металла позволяют создавать высокохудожественные произведения искусства, безгранично большой и выразительный мир кованого металла. Фантазия кузнецов даже утилитарные изделия, например дверную ручку, петлю, подсвечник, тарелку или вазу, может превратить в произведение искусства, которое радует глаз и создает особую атмосферу соприкосновения с высоким творчеством.

1.19. Е.М. Рысин. Схема сборки кувшина
1.19. Е.М. Рысин. Схема сборки кувшина



« предыдущая    оглавление   следующая »

Поделиться:


Советуем прочитать:

up