Реставрация металлических изделий

Художественный металл на улицах и площадях города, изделия из металла в интерьерах жилых и общественных помещений, архитек-турный художественный металл, бытовые изделия и композиционные решения из кованого металла, выполненные за последние 20 лет, стали возможны в результате изучения и творческого освоения богатого опыта мастеров прошлого современными кузнецами-художниками.

Реставрация металлических кованых изделий различного назначения в последние годы способствовала пробуждению интереса к художественной ковке не только профессиональных кузнецов - мастеров ручной и машинной ковки, но и молодых художников - выпускников художественных и педагогических высших учебных заведений страны. Росло мастерство нового поколения кузнецов, изучались старые и создавались новые технологические приемы - кузнечную сварку, клепку и соединения деталей при помощи хомутов все чаще заменяли электродуговой и газовой сваркой, широкое применение получила металлопластика.

В старых центрах развития кузнечного мастерства начали возникать школы кузнецов-реставраторов, ведущие высшие и средние учебные заведения этих городов подготовили ряд художников-кузнецов, многие из которых представлены в этой книге. Большой вклад в возрождение этого древнейшего ремесла внесли Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское), Санкт-Петербургское высшее художественно-промышленное училище (ЛВХПУ), Белорусский театрально-художественный институт, Тбилисская художественная Академия, Санкт-Петербургский педагогический институт. Ереванский художественно-театральный институт, Львовский институт прикладного и декоративного искусства. Таллинский художественный институт.

Московский государственный педагогический институт (МГПИ), Каунасское училище прикладного искусства и другие. Подготовку кузнецов-реставраторов ведут Суздальское художественно-реставрационное училище. Абрамцевское художественно-декоративное училище, организованы школы кузнецов в Москве, Ростове, Алма-Ате, Санкт-Петербурге и других городах.

Программы некоторых высших учебных заведений предусматривают как практическое обучение художественной .ковке, так и ознакомление студентов с теорией, с физическими и химическими характеристиками металла, с применяемыми для ковки инструментами, приспособлениями и оборудованием. Так, например, программа МГПИ "Художественная ковка" предусматривает 240-часовой курс, включающий 26 лекционных и 214 часов практических занятий и рассчитана на два года. Занятия по этой программе ведет выпускник МГПИ, мастер производственного обучения художник-кузнец В.В.Сидоренко.

В первый год студенты знакомятся с историей возникновения и развития кузнечного производства, основным инструментом, приспособлениями, материалами, основными операциями художественной ковки и способами обработки поверхности кованых изделий. В то же время обучающиеся познают конструирование и формообразование кованых изделий на примере работ народных мастеров и современных художников-кузнецов, копируют изделия мастеров, делают для себя необходимый инструмент и приспособления, выполняют эскизы, технические и конструкторские разработки вначале простых, а затем и более сложных изделий, занимаются их изготовлением и отделкой. В результате к концу первого года студенты могут выполнять простые кузнечные работы, производят обмеры, изготавливают картон, составляют технологические карты. Из отделочных работ за это время осваивается механическая обработка и воронение изделий.

  6.1. В.И.Басов. Подсвечник на три свечи в стиле XVIII века.
6.1. В.И.Басов. Подсвечник на три свечи в стиле XVIII века.

Второй год обучения отводится на творческую работу, под руководством мастеров производственного обучения выполняются сложные пространственные композиции, а затем и дипломная работа. Основное внимание при этом обращается на конструкторские и технологические разработки изделий, прививаются навыки коллективного выполнения изделий по заданной теме. Особое место занимают процессы отделки законченных изделий - чеканка, насечка, гравировка, электрохимическая обработка, оксидирование, гальванические покрытия и другие виды художественного декорирования кованых изделий. Изучаются особенности установки и крепления готовых изделий к металлическим, каменным, бетонным и деревянным основаниям. Дипломные работы, как правило, имеют практическое применение - это коллективные творческие комплексные работы по оформлению интерьеров института, школы, детского сада или другого общественного здания.

  6.2. В.И.Басов. Подсвечник на две свечи в стиле XVIII в.
6.2. В.И.Басов. Подсвечник на две свечи в стиле XVIII в.



« предыдущая    оглавление   следующая »

Поделиться:


Советуем прочитать:

up