Разновидности ковки

Сложное переплетение стального стержня с граненой кованой опорой, кованой цепью и тюльпаном для свечи это подсвечник московского кузнеца М.Н. Хизбулина (рис. 2.75). К этому же типу усложненных решений относится и подсвечник "Дракончик" А.Н. Беланова (рис. 2.76). Форма подсвечника необычна, он вырублен из полосового металла, его "туловище", "хвост", "крыло" и "нос" имеют закрутки, на месте "глаза" пробито отверстие, соединения сварные. Однако место крепления свечи не предопределяется композицией и выглядит случайным.

2.75. М.Н. Хизбулин. Настольный подсвечник на одну свечу
2.75. М.Н. Хизбулин. Настольный подсвечник на одну свечу
2.76. А.Н.Беланов. Подсвечник Дракончик
2.76. А.Н.Беланов. Подсвечник Дракончик

Простые решения, тесно связанные с традициями древней армянской керамики, предложены ереванским кузнецом Ю.Г. Карапетяном. При взгляде на них невольно вспоминаются изделия народных мастеров из сырой глины, их рукотворность подкупает зрителя (рис. 2.77). Иначе подошли к решению сложных задач Д.Ю. и Л.Ю. Панченко. Выполненные ими подсвечники хорошо иллюстрируют направленность их поисков. В первом, компактном, решении есть продуманная сжатая форма, но еще не придается значения фактуре материала, способу обработки стали. Второе решение уже показывает не только выразительную динамичную форму подсвечника, но и раскрывает пластические свойства металла. В третьем примере задача еще более усложняется - мастера хотят показать не только пластику, но и способ обработки металла - ручную ковку. Они выполнили этот подсвечник настолько выразительно, что изделие кажется просто вылепленным из металла (рис. 2.78 - 2.80).

2.77. Ю.Г. Карапетян. Подсвечники
2.77. Ю.Г. Карапетян. Подсвечники
2.78. Д.Ю. и пл. Панченко. Подсвечник
2.78. Д.Ю. и Л.Ю. Панченко. Подсвечник
2.79. Д.Ю. и Л.Ю.Панченко. Подсвечник
2.79. Д.Ю. и Л.Ю.Панченко. Подсвечник
2.80. Д.Ю. и Л.Ю.Панченко. Подсвечник
2.80. Д.Ю. и Л.Ю.Панченко. Подсвечник

Вероятно, в высоких современных подсвечниках выражается наибольшее разнообразие форм и приемов обработки металла. При этом число свечей не имеет значения при выборе автором простой или сложной композиции. Может быть сложное многофигурное решение подсвечника на две свечи и простое, лаконичное на пять и более. Все зависит от той основной идеи изделия, которую воплош,ает мастер-кузнец. Условно можно выделить пятнадцать типов современных подсвечников, среди них три - настенных. Первая группа (подсвечники на две свечи) состоит из изделий как декоративного, так и структурного плана. В настенном подсвечнике владимирского мастера Ю.Н.Бородина (рис.2.81) мы видим стилизованные изображения корабля, волн, птичьих голов, мачты, паруса, дерева, - все это скомпоновано в стройную систему треугольника по всем канонам древнерусского декоративно-прикладного искусства.

2.81. Ю.Н.Бородин. Подсвечник  на две свечи
2.81. Ю.Н.Бородин. Подсвечник на две свечи
2.80. Д.Ю. и Л.Ю.Панченко. Подсвечник
2.82. Л.И. Быков Подсвечник на две свечи

Подсвечник Л.И. Быкова более ясен по принципу своего художественного построения. Принята форма высокой скобы, на концах которой устанавливаются свечи, а внутреннее пространство отдано декоративному растительному орнаменту (рис. 2.82). В настенном подсвечнике К.В. Шацкого нет натуралистично выполненных элементов природы. Вся композиция строится на прихотливых изгибах различной протяженности стальных полос, хотя увлеченность декоративностью подсвечника все еще остается. Несмотря на кажущуюся простоту, при его изготовлении был применен целый ряд технических приемов: протяжка, выколотка, гибка, скручивание и сварка (рис. 2.83).

2.80. Д.Ю. и Л.Ю.Панченко. Подсвечник
2.83. К.В. Шацкий. Подсвечник на две свечи

В изделии кузнеца А.В. Мокеева отражено стремление создать такую форму предмета, в которой декоративность не являлась бы привнесенной, не связанной с самой функцией подсвечника, а была бы одновременно и сутью предмета, его целесообразностью. Выполненный им настольный подсвечник имеет минимум элементов: опору, стойку и два кронштейна для свечей. Волнообразно изогнутые кронштейны являются и единственным украшением изделия (рис. 2.84). Несомненной удачей в этом направлении является экспонат Музея кузнечной науки и техники - настольный подсвечник на две свечи кузнеца К.В. Шацкого (рис. 2.85).

2.84. А. В. Мокеев. Настольный подсвечник на две свечи
2.84. А. В. Мокеев. Настольный подсвечник на две свечи
2.85. К.В.Шацкий. Подсвечник на две свечи
2.85. К.В.Шацкий. Подсвечник на две свечи

Здесь все выверено до предела - опора, стойка, коромысло, в той части стойки, где удобнее всего брать подсвечник при переноске, стержень закручен на три оборота, концы коромысла загнуты так, чтобы было удобно установить на них чашечки для свечей, стойка завершается самым логичным приемом - волнообразным движением на остриё, подобно языку пламени или дымку угасающего фитиля. Мастер С.А. Скромблевич выполнил оригинальный подсвечник, состоящий из двух самостоятельных высоких стержней. Каждый стержень изогнут в спираль и имеет раскованную опору с приваренным на конце шариком и верхнюю чашечку со свечой в форме яблока. Каждый стержень-подсвечник может быть поставлен и отдельно, однако установленные рядом они образуют законченную композицию, как и задумано автором (рис. 2.86).

2.86. С. А. Скромблевич. Подсвечники
2.86. С. А. Скромблевич. Подсвечники
2.87.	А.И. Биловол, А.И. Литвин. Настенный подсвечник на три свечи
2.87. А.И. Биловол, А.И. Литвин. Настенный подсвечник на три свечи

Во второй группе подсвечники на три свечи расположены в аналогичной последовательности (рис. 2.87 - 2.92). Первые три работы .декоративного плана, три последние - структурного. Рассмотрим подсвечники на три свечи кузнецов Ю.С. Невоструева и Л. Вирбицкаса (рис. 2.90 и 2.91). Работа Ю.С. Неввструева отличается тем, что он отказался от какого-либо украшения основной формы дополнительными декоративными деталями, сама форма подсвечника, созданная им, декоративна. Работа Л. Вирбицкаса обнажает принцип структурности - две опоры, как две руки, держат стержень, на котором укреплены три факела с крупными чашечками для свечей.

2.88. Г.Г.Зуев. Подсвечник на три свечи
2.88. Г.Г.Зуев. Подсвечник на три свечи
2.89. СБ. Голубев. Подсвечник на три свечи
2.89. СБ. Голубев. Подсвечник на три свечи
2.90. Ю.С. Невоструев. Подсвечник настольный на три свечи
2.90. Ю.С. Невоструев. Подсвечник настольный на три свечи
2.91. Л.Р. Вирбицкас. Подсвечник настольный на три свечи
2.91. Л.Р. Вирбицкас. Подсвечник настольный на три свечи
2.92. Ю.Я. Густсон. Настольный подсвечник на три свечи
2.92. Ю.Я. Густсон. Настольный подсвечник на три свечи



« предыдущая оглавление следующая »

Поделиться:


Советуем прочитать:

up