Разнообразие кованых предметов

Кованые предметы быта на темы природы очень разнообразны. Две пепельницы С. Бабикаса решены следующим образом: первая - высокая, в форме цветка, его лепестки постепенно распускаются, пока это не завершится золотом верхней чаши. Вторая, мягкая по форме, как перевернутый берет, на ее кромке свернулась змея, обрамляя кольцом золотую чашу. Изделие интересно не только по форме, но и по разнообразной фактуре металла наружной и внутренней поверхностей и, особенно, в передаче рисунка кожи змеи (рис. 2.56 и 2.57).

Работа вильнюсского мастера Л. Вирбицкаса - пепельница "Конь" также привлекает внимание фактурой поверхности кованого металла. В этом, маленьком по размеру, предмете передано так много от самого духа кузницы, от горна, огня, ручника, наковальни, теплых рук самого кузнеца (рис. 2.58). Такие же простые по форме изделия А.Н. Беланова и братьев Д. и Л. Панченко подкупают обаянием индивидуальной ручной работы (рис. 2.59 и 2.60).

2.55. В.М. Рысин. Три фигуры
2.56 С. И. Бабикас. Пепельница
2.57.	С. И. Бабикас. Пепельница со змеей
2.57. С. И. Бабикас. Пепельница со змеей
2.58.	Л.Р. Вирбицкас. Пепельница Конь
2.58. Л.Р. Вирбицкас. Пепельница "Конь"
2.59. А.Н. Беланов. Пепельницы
2.59. А.Н. Беланов. Пепельницы
2.60. Д.Ю. и Л.Ю. Панченко. Пепельница
2.60. Д.Ю. и Л.Ю. Панченко. Пепельница
2.61. А. М. Курбатов. Вешалка
2.61. А. М. Курбатов. Вешалка

Среди кованых бытовых изделий мы встречаем настенные вешалки для одежды, подставки для цветов, сувенирные изделия. Часто в них также используются растительные мотивы. Тульский мастер А.М. Курбатов отковал небольшую вешалку на три крючка, в которую вплетены три ветки дерева. Аналогично поступили и донецкие кузнецы А.И. Биловол и А.И. Литвин, создавшие вешалку в виде одной протяженной горизонтальной ветви (рис. 2.61 и 2.62).

2.62.	А.И. Биловол, А.И. Лигвин. Вешалка
2.62. А.И. Биловол, А.И. Лигвин. Вешалка

Литовский кузнец В. Ярутис в своей вертикальной подставке для цветов использовал принцип формирования кроны ели - многократный повтор одного и того же элемента с уменьшением его в масштабе по мере приближения к вершине. Здесь очевидно следование не внешнему образу дерева, а его структуре, существу его формы (рис. 2.63).

2.63.	В.Ярутис. Подставка	для цветов
2.63. В.Ярутис. Подставка для цветов

Редкие, может быть даже единственные в практике художественной ковки, изделия - кованые буквицы созданы петербуржцем В.Ю. Сохоневичем. Яркие, узорные буквицы, которыми начинались рукописные листы древних летописей, он выполнил в металле. Так же как в летописях,они перевиты растительными узорами веток, листьев, побегов, но теперь стали самостоятельными произведениями искусства. Буквы "зазвучали" сами по себе, без сопровождающего их текста (рис. 2.64).

2.64. В.Ю.Сохоневич. Буквицы
2.64. В.Ю.Сохоневич. Буквицы

Булавку "Пушок" СБ. Голубев выполнил в форме цветка, растущего близ Игарки. Это стальная игла с латунным завершением, головка собрана "на шип". Интересна сама идея - уйти от надоевших стандартных решений изделий ширпотреба. И здесь обращение к природе приводит к своеобразным находкам (рис. 2.65).

2.65. СБ. Голубев. Булавка Пушок
2.65. СБ. Голубев. Булавка Пушок

Небольшое по размерам изделие кузнеца из Керчи А.Л. Жесткова сувенир "Дракон" привлекает внимание удивительной простотой решения. Три кованые детали соединены одной заклепкой и Дракон готов перепончатые лапки, крылья, спирально загнутый хвост и на гривастой шее голова (рис. 2.66). Сувенир на литературную тему "Столовый набор для Гаргантюа" создал А.А. Колпаков из Екатеринбурга. Чтобы показать размеры набора (вилки, ложки и ножа), рядом с ним поставили обычный стакан чая (рис. 2.67).

2.66. А.Л. Жесткое. Сувенир Дракон
2.66. А.Л. Жесткое. Сувенир Дракон
2.67 А.А. Колпаков. Столовый набор для Гаргантов
2.67 А.А. Колпаков. Столовый набор для Гаргантов

Показанный на рис. 2.68 браслет был откован В.П. Мокеевым. Эта головоломка выполняется многими кузнецами, ее суть в том, что это украшение состоит из четырех колец диаметром около 200 мм, не соединенных друг с другом. Собранные в виде браслета кольца удерживаются только орнаментом плетения на лицевой стороне. Существует предание, будто такой браслет преподнес в подарок Петру I архангельский кузнец. Царь разобрал подарок, а собрать его не смог. Пришлось собирать кузнецу. Взял он в руки крайние кольца цепи, тряхнул два раза и собрал их в браслет.

2.68. В.П. Мокеев. Головоломка Браслет Петра I
2.68. В.П. Мокеев. Головоломка Браслет Петра I

Интерес к старинным бытовым изделиям из металла неожиданно проявился в середине XX века. Когда-то в быту широко применялись подсвечники. В наше время наибольшее распространение они получили в 60-70 годах, и этому способствовали многие причины. Во-первых, широкое строительство жилых домов с поквартирным заселением, причем мебель выпускалась также секционная, простая, основанная на геометрическом модуле. В такой обстановке ручная кузнечная работа типа подсвечника "оживляла" комнату, делала ее чуть теплее, уютнее. Во-вторых, активная индустриализация производства предметов широкого потребления привела к повсеместной стандартизации изделий. Дизайн с его высокими эстетическими критериями делал свои первые шаги. Естественно, появился интерес к изделиям народных промыслов, в том числе и к кованому художественному металлу ручной работы и, наконец, подсвечники, как изделия художественного металла, имели в своих формах богатые традиции прошлого, что на первых порах облегчало работу современных кузнецов, только ступивших на путь поиска новых самостоятельных решений.

Рассмотрим изделия, созданные в 70-80-е годы нашего столетия, конкретно, настенные подсвечники. На первых порах свеча была случайным элементом композиции, а подсвечник - предлогом для показа кузнечного мастерства, место установки свечи зачистую ничем композиционно не было подготовлено. Вскоре были найдены принципиально более правильные решения. Московский кузнец К.В. Шацкий берет за основу идею факела (рис. 2.69).

2.69. К.В. Шацкий. Настенный подсвечник. Кованая медь
2.69. К.В. Шацкий. Настенный подсвечник. Кованая медь

В этой композиции место свечи является главенствующим, однако, кованый из меди круглый узорный щиток и завитки кронштейнов, поддерживающих факел, никак не связаны с "живым" пламенем свечи. Композиционно свеча и подсвечник еще не составляют единого целого. Л.В. Агабабян всю композицию настенного подсвечника.строит на том принципе, чтобы свет и его отражение были главным элементом, во имя чего и делалось изделие (рис. 2.70).

2.70. Л.В. Агабабян. Насный подсвечник. Кованая	тенныи подсвечник
2.70. Л.В. Агабабян. Насный подсвечник. Кованая тенныи подсвечник

В этом подсвечнике на пересечении гнутых стальных стержней выполнен многослойный латунный дискотражатель света пламени, перед ним, как встревоженные кобры, изгибаются кронштейны со свечами. В двух изделиях петербургского кузнеца Л.И. Быкова свеча поставлена в центр всей композиции. Здесь ясно ощущается стремление придать традиционной теме настенного подсвечника современные формы, соединить чисто утилитарные требования к изделию с простейшими, но геометрическими фигурами кругом и ромбом (рис. 2.71 и 2.72).

2.71. Л.И. Быков. Настенный подсвечник
2.71. Л.И. Быков. Настенный подсвечник
2.72.  Быков. Настенный подсвечник
2.72. Быков. Настенный подсвечник

Та же тенденция просматривается и в исполнении настольных подсвечников на одну свечу. Подсвечник "Мексиканец" А.Н. Беланова (рис. 2.73) сложен по своим формам, практически это кованая скульптура с графически выразительным условным решением. В.Е. Цигалем создан необычный подсвечник с включением в композицию изделия цветного стекла и свечи в виде шара (рис. 2.74).

2.73. А.Н. Беланов. Подсвечник Мексиканец
2.73. А.Н. Беланов. Подсвечник Мексиканец
2.74. В.Е.Цигаль. Подсвечник
2.74. В.Е.Цигаль. Подсвечник



« предыдущая    оглавление   следующая »

Поделиться:


Советуем прочитать:

up