Изображения птиц и животных в современной ковке

Среди современных изделий художественной ковки часто можно встретить изображения птиц и различных животных. Иногда это делается с добрым юмором, иногда в силу традиции, как, например, на флюгерах. Кованых сов и котов можно часто видеть на островерхих крышах старой части Риги. В литовском городе Шяуляе есть аптека, которая называется "Валерьянка". Главный художник города В. Пуронас является автором известных всем горожанам "шяуляйских котов", увенчивающих трубу и крышу аптеки (рис. 4.74). Петербургский студент А.В. Дубровин выполнил учебную работу - уличный светильник и назвал ее "Черный кот" (рис. 4.73). На современных флюгерах чаще всего встречаются изображения мифологических животных. Так, мастер Ю.М.Любимов создал флюгер с изображением крылатого коня - пегаса. На флюгере кузнеца Ю.Н. Бородина два изображения -лев и грифон (мифологическое существо с телом льва, крыльями и орлиным клювом). Аналогичного грифона отковал О.В. Боньковский, флюгер был изготовлен для музея села Звенигород, где 900 лет назад было образовано Звенигородское княжество (рис. 4.76 - 4.78).

  4.76. Ю.М.Любимов. Флюгер
4.76. Ю.М.Любимов. Флюгер
  4.77. Ю.Н.Бородин. Флюгер
4.77. Ю.Н.Бородин. Флюгер
  4.78. О.В. Боньковский. Флюгер Грифон
4.78. О.В. Боньковский. Флюгер Грифон

Один из наиболее красивых флюгеров, фотография которого хранится в Музее кузнечной науки и техники, откован в виде парусника с развевающимся по ветру флагом на мачте. В нем привлекает все: тема, композиция, исполнение (рис. 4.79).

  4.79. Флюгер Парусник. Рисунок из коллекции Музея кузнечной науки и техники
4.79. Флюгер Парусник. Рисунок из коллекции Музея кузнечной науки и техники

Кованые уличные фонари могут быть современными по своему решению (рис. 4.80) и являться составной частью высокого ограждения. Такие светильники могут иметь национальный колорит, как,например, фонари грузинского мастера Т.И. Сулханишвили (рис. 4.81).

  4.80.	Л.В.Агабабян, Т.И.Сулханишвили. А.М.АЙрапетян,   Е.Амаякян. Уличный фонарь
4.80. Л.В.Агабабян, Т.И.Сулханишвили. А.М.АЙрапетян, Е.Амаякян. Уличный фонарь
  4.81. Т.И.Сулханишвили. Старые фонари
4.81. Т.И.Сулханишвили. Старые фонари

Фонари Л.И. Быкова украшают, как правило, современные постройки. Первый названный автором "Старый знакомый", установлен на фасаде Дома отдыха "Валдай". В самом названии раскрыта суть художественного замысла кузнеца - сделать уютное, знакомое всем до боли изделие, виденное на старых улочках малых среднерусских городов (рис. 4.82). Второй фонарь выполняет чисто декоративные цели, являясь частью общего художественного решения здания (рис. 4.83).

  4.82. Л.И.БЫКОВ. Фонарь Старый знакомый
4.82. Л.И.БЫКОВ. Фонарь Старый знакомый
  4.83. Л.И.БЫКОВ, А.Н.Беланов, В.А.Стрепетов. Фонарь бывшей дачи М.С.Горбачева в Форосе
4.83. Л.И.БЫКОВ, А.Н.Беланов, В.А.Стрепетов. Фонарь бывшей дачи М.С.Горбачева в Форосе

Часто старинные формы используются кузнецами в новых, современных условиях. Киевский мастер В.Н.Демин выполнил фонари для фасада нового здания в Кишиневе. Сложные пространственные, интересно задуманные кронштейны поддерживают фонари, почти ничем не отличающиеся по форме от фонарей XVIII века (рис. 4.84).

  4.84. В.Н.Демин. Фонари
4.84. В.Н.Демин. Фонари

Поиски современных форм в художественном кованом металле ведутся по различным направлениям. А.Н. Беланов, использовав кованую сталь и фактурное стекло, выполнил оригинальные настенные светильники для Музея оборонного зодчества северо-западной Руси (Ивангород). Для создания художественного образа максимально выявлены особенности каждого материала. Стекло для такого фонаря должно быть рукодельное, так задумал мастер. Для этого он на керамическую плитку нанес тонкий слой густо замешанного цемента -создал шероховатую поверхность и на нее положил стекло и расплавил его при высокой температуре. Выразительны и кронштейны, держащие восьмигранник с закрепленными на нем рамками остекления. "Острые", с крупными заклепками, они подчеркивают новизну формы (рис. 4.85).

  4.85. А.Н.Беланов. Фонарь
4.85. А.Н.Беланов. Фонарь

Современные мастера для наших городов выполняют большое количество художественных произведений из кованого металла, которые по своему характеру прямо не связаны с архитектурным ансамблем, окружающей средой. Примером таких работ могут быть "Солнечные часы", выполненные В.В. Сидоренко (рис. 4.86). По замыслу - это рукотворное дерево жизни, это симметрия и асимметрия (в левой ветви, вверху, помещена кованая птица), это символ жизни -солнце, месяц и время. Произведение посвящено тридцатой годовщине установления дипломатических отношений с Марокко.

  4.86. В.В. Сидоренко Солнечные часы
4.86. В.В. Сидоренко Солнечные часы

"Фанфары" - садово-парковая композиция петербургских кузнецов А.Ф.Осипова и П.Н.Кудрина. Интереснейшая кузнечная работа: пять вертикальных стержней крупного сечения и различной высоты по всей длине закручены в разных направлениях и с различным шагом, а наверху завершаются раструбом (рис. 4.87).

  4.87. П.Н. Кудрин композиция Фонари
4.87. П.Н. Кудрин композиция Фонари

"Тростник" - композиция Е.М. Рысина, установленная на территории пионерского лагеря "Артек", задумана необычно: группа высоких стальных стержней, выходящих из бетонного основания, расположена произвольно, как растущий у берега тростник, концы стержней имеют завершения в виде колец, ежей, полудуг, звездочек и т.п. Между "тростинками" как бы плавают условные рачки, жуки, рыбы. Там же установлена выполненная мастером и композиция "Волна" -по упруго-изогнутым стальным дугам скользят фантастические рыбы (рис. 4.88 и 4.89).

  4.88. Рысин композиция Тросник
4.88. Рысин композиция Тросник
  4.89. Е.М.РЫСИН. фрагмент композиции Волна
4.89. Е.М.РЫСИН. фрагмент композиции Волна

"Медведь" и "Бегемот" ульяновских кузнецов А.Я. Романова, В.И. Петрукова и И.М. Монастырских выполнены из листового металла для детского городка "Айболит" на Фестивальном бульваре, отличаются по материалу и формам от ставших привычными для нас во дворах и бульварах вырезанных из дерева скульптур различных животных (рис. 4.90 и 4.91).

  4.90. аппетруков, А.ароманов. Медведь, металлопластика. Оформление детского городка Айболит
4.90. аппетруков, А.ароманов. "Медведь", металлопластика. Оформление детского городка Айболит
  4.91. В.И.Петруков, АЯ.Романов. Бегемот, металлопластика. Оформление детского городка Айболит
4.91. В.И.Петруков, АЯ.Романов. Бегемот, металлопластика. Оформление детского городка Айболит

И, наконец, "Лотос" - фонтан, размещенный на центральной усадьбе совхоза "Константиновский" Московской области, создан кузнецом Ю.С. Невоструевым совместно с художником А.Ф. Конковым. Фонтан имеет стальной каркас и украшен откованными из меди накладными лепестками, цветами и шарами (рис. 4.92).

  4.92.     Ю.С.Невоструев.   Фонтан   Лотос.  Фото Ю.Невоструева
4.92. Ю.С.Невоструев. Фонтан Лотос. Фото Ю.Невоструева
  4.93. Д.А.БИЛОВОЛ. Композиция вставки в звено ограды
4.93. Д.А.БИЛОВОЛ. Композиция вставки в звено ограды

Вероятно, самым наглядным показателем современного состояния кузнечного искусства являются результаты конкурсов, ежегодно проводимых Музеем кузнечной науки и техники. Один из них предусматривал изготовление участниками круглых, диаметром 800 мм, центральных вставок для звеньев ограды музея. Были представлены работы мастерами из городов Алитус, Архангельск, Вильнюс, Днепропетровск, Донецк, Игарка, Кумайри, Москва, Санкт-Петербург, Тула, Чайковский и др. В конкурсе принимали участие и молодые кузнецы - учащиеся, и известные, опытнейшие мастера художественной ковки. Примеры конкурсных работ приведены на рис. 4.93 - 4.105.

  4.94. А.К.Сакиркин, А.Я.Романов. Композиция вставки в звено ограды
4.94. А.К.Сакиркин, А.Я.Романов. Композиция вставки в звено ограды

Одиннадцатилетний школьник из Донецка Дима Биловол отковал вписанное в окружность дерево со свободно вьющимися ветками, с весьма прихотливыми их изгибами и небольшим числом листьев. Композиция в целом отвечает условиям конкурса (рис. 4.93). С.Н. Са-киркин и А.Я. Романов в свою композицию включили изображение змеи. Особенностью решения является то, что змея и ветка дерева частично выведены за пределы ограничивающей вставку окружности (рис. 4.94).

  4.95. К.В.Шацкий. Композиция вставки в звено ограды
4.95. К.В.Шацкий. Композиция вставки в звено ограды

В.Г. Коваль составил свою композицию из монограммы "ВК" и растительного орнамента, вписанных в окружность. Вставка хорошо закомпонована, учтен не только орнаментальный рисунок, но и "пробелы" - пространство, свободное от стержней, составляющих рисунок (рис. 4.95). Учитывая, что вставка выполняется для Музея кузнечной науки и техники, К.В. Шацкий академично, четко продемонстрировал основные операции, применяемые при ковке: гибку, лробивку отверстий, продевание, клепку и сварку. Работа может служить прекрасным пособием для изучения основных приемов ручной ковки и, как нельзя более, соответствует своему назначению учебного экспоната музея (рис. 4.96).

  4.96. В.Г.Коваль. Композиция вставки в звено ограды
4.96. В.Г.Коваль. Композиция вставки в звено ограды

Свободную, пластичную, уравновешенную, строго вписанную в окружность вставку исполнил Н.В. Фирстов (рис. 4.97). Национальные и сугубо индивидуальные приемы ковки отличают работы С. Бабикаса и В. Ярутиса. Тонкая, с частой насечкой окружность очерчивает пространство в работе СБабикаса. В этом круге заключен символ жизни: это и солнце, и цветок, и сияние света. Здесь все легко, лепестки парят в воздухе, они не касаются ограничивающей окружности. В центре, на пластине неопределенной формы приклепана откованная веточка распространенной в Литве травы - руты (рис. 4.98).

  4.97. Н.В.Фирстов. Композиция вставки в звено ограды
4.97. Н.В.Фирстов. Композиция вставки в звено ограды
  4.98. С.И.Бабикас. Композиция вставки в звено ограды
4.98. С.И.Бабикас. Композиция вставки в звено ограды
  4.99. В.Ярутис. Композиция вставки в звено ограды
4.99. В.Ярутис. Композиция вставки в звено ограды

В ином ключе выполнена работа В. Ярутиса - это тоже гимн жизни, это символ жизни, движения. Даже окружность у него не спокойная, она полна ветра, полна движения, ее наружная граница расплывчата, с затеками, с глубокими рубцами по кругу. Внутри окружности - метущиеся на ветру ветки и листья, и нет в этих листьях натуралистичности, дотошно нанесенных прожилок, они откованы с одной целью -передать ветер, стремление, движение, жизнь... Этому символу подчинены и все насечки, зарубки, изгибы (рис. 4.99). Архангельские мастера отец и сын Мокеевы отковали вставку для ограды, которую назвали "Штурвал поморов". Исполнили ее в своих северных приемах обработки металла. Просекли толстые заготовки материала, соединили их мощной клепкой зримо, весомо, не скрывая мест соединения, наоборот, подчеркивая их (рис. 4.100).

  4.100. В.П. и А.В.Мокеевы. Композиция вставки в звено ограды
4.100. В.П. и А.В.Мокеевы. Композиция вставки в звено ограды

Композиция вставки А.Н. Беланова разделена как бы на две половины, символизирующие небо и землю. На "земле" - монограмма "АБ", цветы и трава, почти все это размещается в плоскости окружности или на ней. На другой половине, на "небе" - композиция уже пространственная, так как крылья летящей чайки даны в разных плоскостях - одно под окружностью, другое - над ней (рис. 4.101).

  4.101. А.Н.Беланов. Композиция вставки в звено ограды
4.101. А.Н.Беланов. Композиция вставки в звено ограды

Следующие три работы посвящены городам, в которых живут и работают авторы. Кузнец из Игарки СБ. Голубев изобразил характерные черты города-порта. В его работе присутствуют образы волн, мачт кораблей, портовые краны (рис. 4.102).

  4.102. С.Б.Голубев. Композиция вставки в звено ограды
4.102. С.Б.Голубев. Композиция вставки в звено ограды

СА. Козлов из г. Чайковского избрал темой своей работы театрально-музыкальную жизнь своего города (рис. 4.103).

  4.103. С.А.К03Л0В. Композиция вставки в звено ограды
4.103. С.А.К03Л0В. Композиция вставки в звено ограды

2750-летию г. Кумайри, его древнейшей культуре посвятили свою работу Л.В.Агабабян и А.М.Айрапетян (рис. 4.104), это было за год до землетрясения, разрушившего город в конце 1988 г. Последняя работа - калитка - была откована во время Фестиваля кузнецами Л.И. и Д.Л. Быковыми, Ю.Н. Ильиным, В.Г. Ковалем и Н.Е. Марченко. Она спокойна, изящна, лирична, композиция ее тщательно продумана (рис. 4.105). Все приведенные здесь работы были выполнены в 1987 и 1988 годах и в значительной мере характеризуют современное состояние искусства ручной художественной ковки.

  4.104. Л.В.Агабабян, А.М.Айрапетян. Композиция вставки в звено ограды
4.104. Л.В.Агабабян, А.М.Айрапетян. Композиция вставки в звено ограды
  4.105. Л.И.БЫКОВ, Д.Л.БЫков, Ю.Н.Ильин, В.Г.Коваль, Н.ЕМарчвнко. Калитка
4.105. Л.И.БЫКОВ, Д.Л.БЫков, Ю.Н.Ильин, В.Г.КОваль, Н.ЕМарчвнко. Калитка



« предыдущая    оглавление   следующая »

Поделиться:


Советуем прочитать:

up