Тема природы в композициях ковки

Тема окружающей нас живой природы многообразна и неисчерпаема: здесь и философия, и история, и тревога за будущее,и лирика. Кузнец Ю.В. Гудинович создал две поэтические композиции "Полночь" и "Птицы" (рис. 5.23 и 5.24). Еще средневековый японский поэт Басе подметил, что луна иногда кажется летящей. Его стих начинается словами: "Луна летит меж туч..."

Именно такой летящей изображает Гудинович луну в своей композиции "Полночь". Его кованая луна имеет две стороны - светлую и темную, на светлой - пятна, те самые, которые мы видим на луне ночью, на невидимой, темной - лунные кратеры. В композиции "Птицы" он снова подчеркивает ощущение полета, изображая не только летящих птиц, но и летящую луну. Что навеяло такое решение - виденный когда-нибудь ночной журавлиный клин на фоне лунного диска или что-то другое, сказать трудно, но лирическое начало в этих произведениях несомненно. Лиризмом проникнута и композиция С. Бабикаса "Весенние гуси" (рис. 5.26).

  5.26. СИ.Бабикас. Весенние гуси
5.26. СИ.Бабикас. Весенние гуси

В полном смысле слова декоративна поющая птица из композиции "Песня" Л.И. Быкова. Она интересна своим исполнением: хвост и крылья откованы из стального листа с продольной разрубкой и завивкой концов полос в спирали, а тело птицы приобретает объемность за счет ковки и разворота плоскости листа в вертикальном направлении (рис. 5.27).

  5.27 Л.И.Быков. Птица из композиции Песня
5.27 Л.И.Быков. Птица из композиции Песня

Сказочная "Царь-птица" с короной на голове выполнена А.И. Биловолом и А.И. Литвиным. Птица имеет оперение из набегающих пластинок, а крылья и хвост - из цветов. Например, крыло -три розы - сказочно и неожиданно. Фрагмент композиции приводится на рис. 5.28.

  5.28. А.И.БИЛОВОЛ, А.Д.Литвин. Жар-птица. Фрагмент
5.28. А.И.БИЛОВОЛ, А.Д.Литвин. Жар-птица. Фрагмент

Ими же создана вызывающая сложные ассоциации работа, названная авторами "Гроза". Короткие горизонтальные отрезки стержней приварены к мятущимся в свободном ритме вертикальным остроконечным полосам. Неровный контур острых концов напоминает всполохи далекой молнии, а вспугнутые, взлетающие птицы усиливают ощущение тревоги (рис. 5.29).

  5.29. В.Юрутис в городе Алитусе
5.29. В.Юрутис в городе Алитусе

Вероятно, одна из самых "легких" и изящных композиций создана О.В. Боньковским - "Ласточки" (106 х 57 см). Идея работы - передать скорость полета. Это повлияло и на характер обработки металла: здесь все на сварке, форма условна, ибо передача стремительности полета в данном случае важнее точности формы. В полете перья на теле птицы неразличимы и автор всю поверхность металла покрывает набрызгом, создавая общую рябь, одинаковость летящих птиц. Зато он больше всего заботится о компоновке групп - две ласточки снизу, три (с поворотом первой) сверху. Силуэтность композиции воспринимается на расстоянии, это - главное (рис. 5.30 и 5.31).

  5.3О. О.В.Боньковский. Ласточки
5.3О. О.В.Боньковский. Ласточки
  5.31. О.В.Боньковский Фрагмент композиции Ласточки
5.31. О.В.Боньковский Фрагмент композиции Ласточки

Передача огромного пространства через плавный полет трех чаек - тема композиции "Родная Ладога" А.Н.Беланова. Здесь точность ассоциации имеет значение и этому мастер уделил наибольшее внимание. "Ладога - это почти море... и, мне кажется, - рассказывает автор, - что олицетворение Ладоги - это чайки. В связи с тем, что сегодня интенсивно загрязняется одно из самых чистых озер, мне хотелось этой работой сказать свое слово в защиту Ладоги". Это кованая композиция, при монтаже применена газовая сварка, места соединений прокованы, отделка - воронение (рис. 5.32).

  5.32. А.Н.Бвланов. Родная Ладога Фрагмент
5.32. А.Н.Бвланов. Родная Ладога Фрагмент

Вопросы окружающей среды, сохранения животного мира планеты волнуют и Ю.В. Гудиновича. Его композиция "Нежность" направлена в защиту китов. Технологическое решение - выколотка из стального и алюминиевого листов, соединения клепаные. Работа совершенно необычна по решению столь традиционной темы (рис. 5.33) и настолько эмоциональна и неожиданна по образу, что заставляет серьезно задуматься о судьбе этих совершенных морских животных, чистоте океанских вод, современной деятельности человека, губительной для водных пространств земли.

  5.33. Ю.В.Гудинович. Нежность
5.33. Ю.В.Гудинович. Нежность

Природа во всем ее многообразии предстает в композициях современных кузнецов. Ранее мы видели, как передано ощущение ветра в работе Тайво Линна "Деревья на ветру". О.В. Боньковский создал кованую композицию "Против ветра" на ту же тему, столь же условную и обобщенную, тщательно отбирая нужные детали, он добился необходимого впечатления (рис. 5.35). В следующих двух композициях "Ростки" и "Паук" (рис. 5.34 и 5.36).

  5.34. О.В.Боньковский. Ростки
5.34. О.В.Боньковский. Ростки
  5.35. О.В.Боньковский.  Против ветраки
5.35. О.В.Боньковский. Против ветра
  5.36. 0.В.Боньковский. Напольная ваза Паук
5.36. 0.В.Боньковский. Напольная ваза Паук

Боньковский исходит из концепции не конкретного изображения предмета, а напоминания того или иного образа в человеческой памяти. Характерна в этом отношении напольная ваза "Паук" - в своих формах она не имеет ничего обш1его с реальным пауком, однако узнаваемость полная.

Скупыми средствами мастера художественной ковки умеют сделать зрителя соучастником творческого процесса - довообразить то, что хотел сказать автор. В этом отношении показательны работы ленинградского мастера Б.Н. Борисова. В первой - "Ноктюрн" (рис. 5.37) откована бабочка, сидящая на обрывке лопнувшей и свернувшейся струны виолончели.

  5.37. Б.Н.Борисов. Ноктюрн
5.37. Б.Н.Борисов. Ноктюрн

Самой же виолончели, кроме грифа и опорного штыря, автор не изображает, считая, что это ничего не прибавит к его композиции. Аллегория во второй композиции - "Память" более сложная: дымящееся тело гада пронизано мечом, на крестовине которого сидит птица, внимательно следящая за его гибелью (рис. 5.38).

  5.38. Б.Н.Борисов. Память
5.38. Б.Н.Борисов. Память

Целая серия работ связана с темой войны: это композиция Ю.Н. Орудина "Русь поднимается", посвященная 600-летию Куликовской битвы - экспонат Тульского художественного музея (рис. 5.39), композиция "Ожидание" Ц.Д. Арменяна (рис. 5.40), посвященная Великой Отечественной войне, работа В.Я. Воробьева "На нейтральной полосе", рассказывающая о солдатской мечте - так желанном мире (рис. 5.41).

  5.39. Ю.Н.Орудин. Русь поднимается
5.39. Ю.Н.Орудин. Русь поднимается
  5.40. А.Д.Арменян. Ожидание
5.40. А.Д.Арменян. Ожидание
  5.41. В.Я.Воробьев. На нейтральной полосе
5.41. В.Я.Воробьев. На нейтральной полосе

Особо хочется остановиться на произведении кузнеца В.М. Атрашкевича "Каждый четвертый". "Когда-то, очень давно, - рассказывает автор, - меня поразили несколько строк из военной сводки - в Белоруссии погиб каждый четвертый... Я уже знал, как будет называться моя будущая работа, оставалось найти образ, чтобы воплотить в металле эти два страшных, горьких слова. Как мне, не видевшему войны, выразить то, что народ не забыл, что все мы помним: и павших в боях, и сожженных заживо детей, женщин, стариков... Больше всего боялся сфальшивить, взять неверную ноту.

Когда заканчивал работу над композицией (кузницу арендовал у предприятия) подошли рабочие, завязался разговор: "... В целом нам понятна и рельсовая война, и то, что маки - люди, и что все это прошито автоматной очередью -тоже понятно. Но тогда почему получается, как будто пули летят прямо в нас? Мы ведь в армии служили и немного разбираемся. Да и проволоку мог бы отковать." Я ответил, что колючую проволоку специально взял подлинную, ведь именно такой были опутаны концентрационные лагеря, и у вас есть возможность потрогать ее руками, а то мы уже привыкли видеть ее в кино, в живописи, уже не ощущаем, что она колючая. А пули, посланные в сорок первом, были нацелены и в нас, сегодня живущих, потому что если бы не было твоего отца и матери, то не было бы сегодня и тебя, а может быть, и меня" (рис. 5.42).

  5.42. Атрашкевич. Каждый четвертый
5.42. Атрашкевич. Каждый четвертый



« предыдущая    оглавление   следующая »

Поделиться:


Советуем прочитать:

up