Технологические приемы современных мастеров

Современная художественная ковка включает весь арсенал приемов ручной ковки, которыми умело пользовались кузнецы в старые времена. Как и много лет назад, кузнец-художник кует на наковальне, имеет проверенный веками инструмент: кувалды и ручники, зубила, пробойники, гладилки, раскатки, пережимки, прошивни, оправки, клещи, тиски, множество различных приспособлений и измерительных инструментов, да и металл он, как правило, нагревает в горне (рис. 1.1 - 1.5).

1.1. Разновидности наковален:
1.1. Разновидности наковален:
1 - безрогая; 2 - однорогая; 3 - двурогая; 4 - консольная (шперак)
1.2. Ударный инструмент:
1.2. Ударный инструмент:
1 - кувалда тупоносая; 2 - кувалда
остроносая продольная; 3 - кувалда остроносая поперечная;
4 - молоток-ручник с шарообразным задком;
5 - молоток-ручник с клиновидным задком;
6 - молоток-ручник с продольным задком
1.3 Подкладной инструмент
1.3 Подкладной инструмент:
1-3 - зубила; 4-7 - подбойники; 8 и 9 - обжимки;
10 и 11 - гладилки; 12-15 -пробойники; 16 - гвоздильни; 17 - форма
1.4 Поддерживающий инструмент
1.4 Поддерживающий инструмент:
1-7 - специальные клещи
1.5 Разновидности горнов
1.5 Разновидности горнов:
1 - стационарный горн закрытого типа;
2 - горн шахтного типа, работающий на мазуте;
3 и 4 - горны из кирпича с паяльной лампой;
5 - горн с пылесосом

В то же время условия работы современного кузнеца значительно отличаются от условий работы в прежние времена. В наши дни кузнецы используют для заготовок практически только сортовой прокат различных сечений из конструкционных и легированных сталей, что существенно влияет на характер ковки, конфигурацию изделий, на способы соединения элементов. Современный кузнец использует пневматические молоты с массой падающих частей 50-250 кг, что значительно облегчает и ускоряет его работу с тяжелыми и крупногабаритными изделиями. Для соединения элементов изделия часто применяют электро- и газовую сварку, пайку, что расширяет круг технологических приемов и обеспечивает создаваемым изделиям новое качество.

Как и в прежние времена,основными технологическими операциями ручной ковки являются протяжка заготовок на наковальне, разрубка, гибка на роге наковальни, шпераке или на специальных приспособлениях, закручивание заготовки, зажатой в кузнечных стуловых тисках (торсирование), завивка, пробивка отверстий, высадка головок, клепка, кузнечная сварка и другие (рис. 1.6 -1.10).

1.6. Способы протяжки с применением
1.6. Способы протяжки с применением:
1 - подбоек; 2 - плоских гладилок; 3 - обжимок
1.7 Отрубка квадратного прутка
1.7. Отрубка квадратного прутка:
1 и 2 - на наковальне; 3-е помощью подсечки

Используя ограниченный набор технологических операций, талантливый кузнец создает безграничное многообразие художественных изделий, композиций, как миниатюрных, так и монументальных. При работе с листовыми заготовками классическими приемами остаются просечка (просечное железо), выколотка и формовка, дифовка и чеканка. И здесь фантазия и мастерство кузнеца позволяют создать высокохудожественные произведения. Многие кузнецы-художники при изготовлении своих работ применяют декоративную отделку - горячую и холодную насечку, гравировку и огранку. Большие возможности дает "смешанная техника", когда при создании композиций используют элементы кованого,штампованного металла, листовых заготовок и стандартных прокатных профилей - труб, прутков, полосового, уголкового и других профилей металла.

О технологии ручной ковки есть много специальных книг (А.Г. Навроцкий - "Кузнечное ремесло", Я.Ф. Вишневецкий - "Технология ручной ковки", З.И. Юсупов - "Ручная ковка", А.В. Флеров - "Художественная обработка металлов", Г. Семерак и К. Богман - "Художественная ковка и слесарное искусство" и другие), с которыми читатель может познакомиться самостоятельно. Цель этой книги - не обучение кузнечному делу, а изучение и обобщение современного состояния художественной ковки, знакомство с направлениями его развития на примерах работ кузнецов-художников, возродивших это искусство.

1.8.	Способы гибки с использованием дополнительного инструмента и приспособлений
1.8. Способы гибки с использованием дополнительного инструмента и приспособлений:
1 - с угловым нижником; 2 - на подкладной скобе;
3 - на прямоугольной оправке; 4 - на вилке; 5 - на плите

Процесс повышения интереса к художественной ковке начинался в тех районах страны, где и в прежние века были основные очаги развития кузнечного дела, где было большое количество памятников истории и культуры с прекрасными изделиями кузнецов-художников и, естественно, был связан с их реставрацией. Так в Ленинграде (Санкт-Петербурге), Владимире, Суздале, Москве, Туле, Свердловске (Екатеринбурге) и других городах России, в городах Прибалтики, Украины, Закавказья, Белоруссии и Средней Азии появляются вначале отдельные мастера, а затем и центры, выполняющие все необходимые реставрационные работы. По сохранившимся изделиям кузнецы вновь начинают осваивать азы мастерства, изучать его национальные особенности. Народные, национальные истоки мы видим в работах Ю.Н. Бородина, В.П. Мокеева, Г.Г. Зуева, О.В. Боньковского, В. Ярутиса, Б.И. Абдуллаева и многих других кузнецов, с изделиями которых читателям предстоит познакомиться.

1.9. Схема пробивки
1.9. Схема пробивки:
1 - открытой; 2 - закрытой; 3 - прошивки

Работа по реставрации памятников и изучение изделий старых мастеров помогли современным кузнецам-художникам за короткий срок не только освоить традиционные методы ковки, но и раскрыть некоторые, считавшиеся утерянными, технологические секреты, как это сделал суздальский кузнец В.И. Басов при восстановлении технологии производства особой стали - булата.

Иногда при оформлении выставочных и общественных зданий или решении отдельных композиций, кузнецы обращаются к исторической тематике и формам, используя при этом не только народные мотивы, но разрабатывают свои, современные, совершенно новые решения, придавая изделиям определенную символику. Примерами таких изделий могут служить музейная решетка "Грюнвальд" в г.Гродно (В.М. Атрашкевич), композиции "Летят стрелы каленые" (В.Я. Воробьев) и др.

1.10. Схемы
1.10. Схемы:
1 - полной осадки; 2 - высадки конца;
3 - высадки конца в гвоздильне;
4 -высадки середины заготовки



« предыдущая    оглавление   следующая »

Поделиться:


Советуем прочитать:

up