Предметы быта

Среди разнообразных произведений современной художественной ковки бытовые изделия занимают значительное место. С древних времен кузнецы выполняли работы, связанные с потребностью людей в орудиях труда и предметах быта. Даже квалификация кузнеца определялась умением отковать вещи первой необходимости. 3 старинной книге "Зрелище природы и художеств" (1788 г.) это излагалось так: "... Во многих местах за довольный знак искусства в кузнечестве приемлется, ежели кузнец скует хорошо две подковы, навозные вилы и топор". И сегодня сельские кузнецы делают косы, кетмени, лопаты, ножи, топоры и даже гвозди. Бывают такие случаи, когда необходим декоративный гвоздь (рис. 2.1).

2.1. Д.Ю. и Л.Ю. Панченко. Кованые гвозди
2.1. Д.Ю. и Л.Ю. Панченко. Кованые гвозди

Топор в современных условиях может послужить предметом серьезных раздумий и опытов. Так, после публикации в журнале "Наука и жизнь" материалов о книге академика Б.А. Рыбакова "Ремесло древней Руси" кузнец села Никоново Новосибирской области А.Е. Питиримов решил проверить практически - может ли форма иметь такое влияние на коэффициент полезного действия, который, как это утверждал ученый, у современных топоров составляет 0,80-0,85, а у древнерусских - 0,97. Эксперименты подтвердили правильность выводов ученого. "И что самое удивительное, - пишет Питиримов, - найдено это было мной эмпирическим путем. Хотелось бы выразить мое безграничное восхищение академику Б.А. Рыбакову".

2.2. А.Е. Питиримов. Топор и заготовки металлического бойка (головки)
2.2. А.Е. Питиримов. Топор и заготовки металлического бойка (головки)
2.3. А.Е. Питиримов. Топоры
2.3. А.Е. Питиримов. Топоры

На рис. 2.2 и 2.3 показаны топоры, сделанные Питиримовым, заго-товки металла и технология их изготовления. Кстати, по технологии изготовления различают топоры цельнокованые и сварные. Вот как описывает А.Е. Питиримов технологию изготовления сварного топора: "... из стали марки 20 или 25 готовлю под молотом полосу 15 х 50 (для малых топоров) или 17x55 (для средних), из которой затем делаю верхнюю часть топора (проушина, обух). Из стали марки 70ГС или 76ГС вырубаю заготовку на лезвие топора, затем свариваю вместе обе части, оттягиваю лезвие, закаливаю, делаю низкий отпуск, обдираю лишний металл на точильном станке и затачиваю лезвие" (рис. 2.4).

2.4. Схема сборки металлического бойка
2.4. Схема сборки металлического бойка
2.5. А.А. Колпаков. Сувенирный топорик
2.5. А.А. Колпаков. Сувенирный топорик

Интерес к топорам не всегда вызывался только практическими со-ображениями. Екатеринбургский кузнец А.А. Колпаков изготовил сувенир - цельнокованый топорик, который умещается на ладони (рис. 2.5). Кузнецы, работающие в области реставрации изделий древнерусских мастеров, рассматривают этот вопрос с этнографической и чисто художественной стороны. Кузнец-реставратор В.И. Басов отковал несколько топоров такого типа.

Например, суздальский мерянский топор (применялся в начале XI века финно-угорским племенем меря, жившим в Волго-Окском междуречьи и слившимся с восточными спавянами в конце первого - начале второго тысячелетия). Топор имеет необычную, выразительную форму, напоминающую копыто лощади (рис. 2.6). Другой топор воспроизводит изделие более позднего времени - XII века (его прототипом является изделие времени Андрея Боголюбского). Топор Басова декоративен, имеет насечку серебром и медью и именной вензель "СБ" (рис. 2.7).

2.6.	В.И.Басов. Мерянский топор
2.6. В.И.Басов. Мерянский топор
2.5. А.А. Колпаков. Сувенирный топорик
2.7. В.И. Басов. Топорик по типу топора Андрея Боголюбского

Люди, по роду своей деятельности или увлечения связанные с лошадьми, хорошо знают, что существует более ста видов подков, и все они могут быть выполнены только ручной ковкой. Попытки отливать или штамповать подковы не увенчались успехом. При Московском ипподроме есть кузница, в которой изготовляют подковы для лошадей ипподрома, цирка, зоопарка и т.п. На рис. 12.8 показаны три типа подков, изготовленных московскими кузнецами А.В. Сычевым и А.Н. Левковым.

2.8. А.В. Сычев, А.Н. Левков. Подковы
2.8. А.В. Сычев, А.Н. Левков. Подковы

Бытовые изделия имеют различное назначение, различаются при-меняемыми материалами и технологией изготовления. Челябинский кузнец А.П. Еремин из титана отковал трости. Это кузнечно-слесарная работа. Каждая трость состоит из пяти деталей, соединенных друг с другом на резьбе (рис. 2.9 и 2.10). Из стали делают ножи, секиры, кинжалы, при этом для рукояток и ножен используют самые разнооб-разные материалы. Большая часть приводимых нами примеров - это музейные экспонаты. На рис. 2.11 и 2.12 показаны кухонные ножи, выполненные М.Н. Хизбулиным из Москвы с кованым из коррозионно-стбйкой (нержавеющей) стали лезвием, с ручками из эбонита и дерева и охотничьи ножи екатеринбургского кузнеца В.А. Осинцева.

2.9. А.П. Еремин. Трости.	Кованый титан
2.9. А.П. Еремин. Трости. Кованый титан
2.10. Схема сборки кованой трости
2.10. Схема сборки кованой трости
2.11. М.Н. Хизбулин. Кухонные ножи
2.11. М.Н. Хизбулин. Кухонные ножи

По мере освоения ремесла современных мастеров начинает ин-тересовать художественная сторона дела. Московским кузнецом К.В.Шацким откована декоративная сечка крупных размеров (500х х95мм). Простая в своих формах, она наглядно демонстрирует, как с помощью нехитрых технических приемов можно добиться максимальной выразительности изделия. При ее изготовлении применены протяжка, разрубка и гибка (рис. 2.13).

2.12. В.А. Осинцев. Охотничьи ножи
2.12. В.А. Осинцев. Охотничьи ножи
2.12. В.А. Осинцев. Охотничьи ножи
2.12. В.А. Осинцев. Охотничьи ножи
2.13. К.В. Шацкий. Сечка
2.13. К.В. Шацкий. Сечка



« предыдущая    оглавление   следующая »

Поделиться:


Советуем прочитать:

up