Подсвечники

Еще большее разнообразие форм представляют подсвечники на много свечей - от четырех до пятнадцати. Первый, изготовленный Ю.Н.Бородиным, украшен птицей на верхней части стойки и выполнен в манере старинной церковной утвари с тщательной отделкой деталей и множеством декоративных элементов (рис. 2.93). Другой его настольный подсвечник ипо образу, и по исполнению решен иначе. Он представляет собой плоскостное изображение чаши, к верхним зубцам которой приклепаны пять чашечек для свечей. Решение изделия более свободно, без лишней детализации; чтобы придать чаше большую монументальность, по ее краям подвешены витые ручкикольца (рис. 2.94). Оригинальный подсвечник на 15 свечей выполнен В.П. Мокеевым.

2.93. Ю.Н.Бородин. Настольный подсвечник на четыре свечи
2.93. Ю.Н.Бородин. Настольный подсвечник на четыре свечи
2.94. Ю.Н. Бородин. Настольный подсвечник на пять свечей
2.94. Ю.Н. Бородин. Настольный подсвечник на пять свечей

По образу - это стилизованное дерево с чашечками для свечей в кроне. Особенностью композиционного решения является то, что сложная по начертанию стальная полоса "кроны" соприкасается со стволом только в двух точках - вверху и внизу (рис. 2.95). Подсвечник с олимпийской символикой создан кузнецом Н.Е. Марченко (рис. 2.96). Композиция вызывает самые различные ассоциации: это может быть чаша с олимпийским огнем, могут быть сгрудившиеся, ликующие спортсмены-победители, может быть момент хоккейной игры и т.п. Какого-либо конкретного толкования композиция не содержит - она абстрактна, единственное, что конкретно - это ее связь с олимпийскими играми.

2.95. В.П. Мокеев. Подсвечник на 15 свечей
2.95. В.П. Мокеев. Подсвечник на 15 свечей
2.96. Н.Е. Марченко, подсвечник на пять свечей
2.96. Н.Е. Марченко, подсвечник на пять свечей

Металл, как средство выражения художественных идей, увлекает не только кузнецов, но и профессиональных художников. Чаще всего они используют в своих работах из металла просечку, выколотку, чеканку, гибку и пайку. Одной из таких работ является настольный подсвечник "Павлин", выполненный художником В.Е. Цигалем из проволоки (рис. 2.97). Поразительная точность рисунка заставляет верить в наполненность плотью проволочного контура головы и тела птицы. Подсвечник, созданный такими простыми средствами, кажется декоративным и праздничным только за счет красоты рисунка.

  2.96. В.Е. Цигаль, подсвечник Павлин
2.97. В.Е. Цигаль, подсвечник Павлин
  2.98. О.В. Боньковский декоративные подсвечники Словенские боги
2.98. О.В. Боньковский декоративные подсвечники Словенские боги

В современной художественной ковке подсвечник часто используется как предлог для решения чисто этнографических задач. Так, О.В. Боньковским для Львовского музея этнографии и художественных промыслов выполнена целая композиция из подсвечников, объединенная единой темой "Словенские боги" (рис. 2.98).

  2.99. А.П. Миловзоров, О.И. Стасюк. Композиция Подсвечники
2.99. А.П. Миловзоров, О.И. Стасюк. Композиция Подсвечники

В состав композиции входят изображения божеств дохристианской славяно-русской мифологии: Ярило - бог солнца и плодородия. Белее - покровитель домашних животных, "Скотий бог", Стрибог - бог ветра, бури, огня, Перун - бог грозы, а также Лада и Лель. Работа выполнена из кованого железа с использованием литого стекла. Изделия объединяет не только этнографическая тема, но и условность исполнения, единство знаковой системы славянских языческих ритуалов. Сложную композицию из подсвечников, объединенную обш,им декоративным приемом - включением элементов волют и вытянутых стеблей цветка, создал киевский кузнец А.П. Миловзоров (рис. 2.99). Композиция составлена из шести подсвечников, все они имеют одинаковое по форме завершение, однако опорная часть каждого из них различна и состоит из крестообразного сочетания волют. Декоративное "семейство" разнообразных по высоте подсвечников создает радостное впечатление, как от цветника в помещении.

  2.100. Н.В. Леконцев. Напольная   ваза.   стекло
2.100. Н.В. Леконцев. Напольная ваза. стекло

Современная художественная ковка, т.е. художественная обработка металлов давлением, это не только горячая ковка металлических заготовок, это и холодная обработка листового металла вручную или на давильных станках для изготовления декоративных ваз, кувшинов, подносов, тарелок и т.п. Примерами таких изделий могут служить работы Н.В.Леконцева, В.А.Васильева и А.Л.Захваткина, Ю.С. Невоструева и Е.М. Рысина.

  2.101. В. А. Васильев, А.А. Захваткин. Декоративная настенная тарелка
2.101. В. А. Васильев, А.А. Захваткин. Декоративная настенная тарелка

"Напольная ваза">кузнеца Леконцева из г. Находки выполнена из бронзы и стекла, технологически это кузнечно-токарная работа (рис. 2.100). Богато украшены блюда московских мастеров Васильева и Захваткина, выполнены они в обычной для таких изделий технологии - выколотка и чеканка (рис. 2.101 и 2.102). Кузнец Невоструев изготовил целый набор предметов "Олимпийский" (рис. 2.103 и 2.104). В работе им были использованы медь, латунь, гильзы снарядов. Из гильз диаметром 40 мм выполнены бокалы, кувшин и ножка вазы, подносы из листовой меди толщиной 1,5 мм. Кувшин в месте перехода к горловине имеет медную накладку. Основные виды работ: ковка, выколотка, чеканка, гравировка.

  2.102. В.А. Васильев, А. А. Захваткин. Декоративная настенная тарелка
2.102. В.А. Васильев, А. А. Захваткин. Декоративная настенная тарелка
  2.103. Ю.С. Невоструев набор Олимпийский медь латунь
2.103. Ю.С. Невоструев набор Олимпийский медь латунь
  2.104. Ю.С. Невоструев кувшин из набора Олимпийский
2.104. Ю.С. Невоструев кувшин из набора Олимпийский

Наиболее сложны в изготовлении работы Е.М. Рысина: "Подсвечник настольный на три свечи", кувшин "Эллада", декоративная ваза "Счастье" и "Кофейный сервиз" (рис. 2.105 - 2.109). Подсвечник выполнен из латуни, его кронштейны - из латунной проволоки диаметром 8 мм откованы с использованием стального шаблона-прокладки. Так же изготовлены элементы "коромысла", на которые опирается центральная чашечка для свечи. Вертикальная стойка подсвечника собрана на латунном стержне из отдельных элементов, изготовленных на токарном станке. Подставка, чашечки для свечей и шарики выполнены из листовой латуни толщиной 0,8 мм.

  2.105. Е. М. Рысин. Подсвечник на три свечи. Латунь
2.105. Е. М. Рысин. Подсвечник на три свечи. Латунь
  2.106. Е.М. Рысин. Кувшин Эллада. Латунь
2.106. Е.М. Рысин. Кувшин Эллада. Латунь
  2.107. Е.М. Рысин. Декоративная ваза Лайма, Медь, латунь
2.107. Е.М. Рысин. Декоративная ваза Лайма, Медь, латунь

Все элементы подсвечника припаяны, тщательно очищены и отполированы. Изделие смотрится легким, ажурным, праздничным, его формы совершенны, отделка ювелирна. Кувшин "Эллада" размерами 35 х 17 см также из латуни, в его формах воспроизводятся классические пропорции искусства керамики древней Греции. Декоративная ваза "Счастье" выполнена из меди и латуни, технология ее изготовления аналогична рассмотренной в предыдущей главе, поверхность имеет фактуру. По замыслу автора корпус вазы должен был' иметь темнокоричневый цвет, а подставка, кольцо горловины и ручки - золотисто-блестящий. Это определило подбор материалов: медь - для корпуса, листовая латунь для подставки и кольца горловины и латунная проволока диаметром 8 мм для колец ручек. При отделке применены оксидирование, шлифовка и полировка. "Кофейный сервиз" (хромированная латунь) отличается единой декорировкой формы каждого из входящих в него десяти предметов: Серебристая блестящая поверхность придает сервизу особую праздничность.

  2.108. Е.М. Рысин. Кофейный сервиз
2.108. Е.М. Рысин. Кофейный сервиз
  2.109. Е.М. Рысин. Кофейник.
2.109. Е.М. Рысин. Кофейник.

Конечно, какой-либо четкой грани между бытовыми коваными художественными изделиями и аналогичными предметами, составляющими неотъемлемую часть интерьера, провести нельзя. Однако, следует различать значение того или иного предмета в общем решении пространства жилого или общественного помещения. Пепельница или небольшой подсвечник в интерьере помещения не играют такой роли, как люстра, торшер или камин. Поэтому современные кованые художественные изделия, созданные для конкретного интерьера или привнесенные в него из эстетических соображений, выделены нами в самостоятельную главу.



« предыдущая оглавление следующая »

Поделиться:


Советуем прочитать:

up