Тема огня в композициях ковки

Тема огня, наиболее близкая кузнецам, часто используется мастерами при разработке композиционных решений. Приведем несколько наиболее выразительных примеров. Композиция С. Бабикаса "Жертвенник" - две ладони, держащие чашу, охвачены языками "холодного" пламени (рис. 5.43).

  5.43. С.И.Бабикас. Жертвенник
5.43. С.И.Бабикас. Жертвенник

О.В. Боньковский в 1987 году отковал композицию - настенный знак, который назвал "Кузнецам посвящается". В основу образа положено извечное изделие кузнецов - подкова и изображение пламени (рис. 5.44).

  5.44. О.В.Боньковский. Настенный знак Кузнецам посвящается
5.44. О.В.Боньковский. Настенный знак Кузнецам посвящается

Им же выполнена крупная, размерами 150 XI 00x40 см композиция для Музея-усадьбы И.Франко во Львовской области. Тема - слова И. Франко: "... дай и огня, чтоб ним слово наполнить(рис. 5.45 и 5.46).

  5.45. О.В.Боньковский. Композиция Дай и огня, чтоб ним слово наполнить
5.45. О.В.Боньковский. Композиция Дай и огня, чтоб ним слово наполнить
  5.46. О.В. Боньковский. Фрагмент композиции Дай и огня, чтоб ним слово наполнить
5.46. О.В. Боньковский. Фрагмент композиции Дай и огня, чтоб ним слово наполнить

Сложно и многопланово выразил Боньковский свое понимание творчества Ивана Яковлевича Франко. В самом низу композиции, в закрепленном на стойках решетки кольце, лежит книга - горячее печатное слово. Рядом с нею опустились на тонких стеблях виноградные листья. Над всем этим господствует несокрушимая тюремная решетка. Но вот она плавится, съеживается и беспомощно тает от жара пламенных слов. Пламя мечется над книгой, расплавляет, как воск, железные прутья и нет ему преграды. А тоненькие стебельки и листья винограда лежат у самого жара и им не страшно - они сама жизнь.

Темы, идеи композиций часто бывают тесно связаны с литературой, как в работе Боньковского, с историей или национальной культурой того региона, где родился или работает мастер. Владимирский кузнец Ю.Н.Бородин создал композицию "Театр хоровой музыки" (рис. 5.47).

  5.47. Ю.Н.Бородин. Композиция Театр хоровой музыки
5.47. Ю.Н.Бородин. Композиция Театр хоровой музыки

В ней много от русского владимирского лубка, сказки, народных мотивов орнамента, завитков, скруток, змеек, колокольчиков. Совершенно другой характер работы с металлом и обработки его поверхности демонстрирует Ю.Г. Карапетян в своей композиции "Древний звон". "Эта работа, - рассказывает автор, - посвящена древней крепости урартов Эребуни (8-7 вв. до н.э.), на холме Арин-Берд в Ереване, где в старину звучали колокола. У меня возникла идея создать образ древнего духа в современном варианте. Для воплощения этого замысла я использовал орнаменты древнего Эребуни, существующие в росписи и резьбе по камню. Колокол разделен на две части и имеет удлиненную форму. Расстояние между этими частями - условный промежуток во времени между Эребуни и Ереваном, а стрела как бы соединяет прошлое города с его настоящим" (рис. 5.48).

  5.48. Ю.Г.Карапвтян. Композиция Древний звон
5.48. Ю.Г.Карапвтян. Композиция Древний звон

Композиция художника-кузнеца П.Г. Екушева и художника по стеклу И.В.Суворовой "Киевская Русь" посвящена принятию на Руси христианства и создана к 1000-летию этого события. В работе активно использованы формы церковной византийской утвари. Материал -металл, стекло (рис. 5.49).

  5.49. П.Г.Екушев, И.В.Суворова. Композиция Киевская Русь
5.49. П.Г.Екушев, И.В.Суворова. Композиция Киевская Русь

Значительный раздел композиционных работ составляют кованые знаки, призы и кубки. Иногда это конкретные изделия, приуроченные к какому-либо юбилею, фестивалю или другому общественному событию, иногда - произведения искусства кузнецов, отражающие в условной, лаконичной форме широкие обобщающие понятия. Три откованных из стали декоративных знака мастера Л. Вирбицкаса представляют собой разработку одной композиционной схемы - стойка и две лопасти (рис. 550 - 5.52).

  5.50. Л.Вирбицкас. Декоративный знак 1
5.50. Л.Вирбицкас. Декоративный знак 1

При общности схемы и близких основных размерах (их высота от 78 до 85 см) они различны в деталях: у первого - стойка прокована с применением подбоек в двух взаимно перпендикулярных плоскостях; у второго - произведена сложная проковка стойки с большими изменениями диаметров; у третьего -стойка вообще составная, состоит из четырех отдельных частей. Лопасти, их форма, крепление к стойке, рисунок на них, все различно, индивидуально. Даже в пределах одного знака рисунок рельефа на левой лопасти не совпадает с рисунком на правой, что делает их "теплыми" и выразительными.

  3.51. Л.Вирбицкас. Декоративный знак 2
3.51. Л.Вирбицкас. Декоративный знак 2
  3.52. Л.Вирбицкас. Декоративный знак 3
3.52. Л.Вирбицкас. Декоративный знак 3

Эстонский кузнец Т. Линна отковал декоративный приз высотой 30 см (рис. 5.53). По форме - это брусок с четырьмя расходящимися наверху ответвлениями. В основе изделия - изначальная схема дерева, часто используемая в национальном прикладном искусстве, графике и живописи Прибалтики.

  3.53. Т.Т.Линна. Декоративный приз
3.53. Т.Т.Линна. Декоративный приз

Выставочная работа Б.А. Скромблевича - приз мастерства "Яблоко" - декоративная пластика, в которой внешняя отделка имеет первостепенное значение. Компактное решение выгодно отличает эту работу от аналогичных, выполненных им же. Материалы - медь, латунь, при изготовлении применяли давильные работы, пайку, вытачивание и полировку (рис. 5.54). Другая работа мастера - "Пусть всегда будет солнце"- (рис. 5.55) многопланова, насыщена композиционными находками, в ней использованы различные изобразительные средства: объемная литая скульптура, графика, фактура материала. Нашли здесь применение и чисто композиционные средства выразительности, такие, например, как силуэтное решение и глубина пространства при общем плоскостном решении.

  3.54. Б.А.Скром6пввич.  Яблоко. Декоративная пластика
3.54. Б.А.Скром6пввич. Яблоко. Декоративная пластика
  3.55.   Б.А.Скромбпевич. Пусть   всегда   будет	солнце. Декоративная пластика
3.55. Б.А.Скромбпевич. Пусть всегда будет солнце. Декоративная пластика

О кубке "Урал" автор работы А.Н. Беланов пишет, что ему "... колба красного стекла напоминает большой ковш, наполненный расплавленным металлом, а вся конструкция в целом вызывает ощущение чего-то грохочущего, горячего, текучего, ассоциируется с металлоин-дустрией, а это - Урал". Стекло держится за счет подгонки и легкого подпружинивания лапок, обжимающих его. Опирается колба на одну точку - место соединения всей конструкции (рис. 5.56).

  5.56. А.Н.Бепанов. Кубок Урал
5.56. А.Н.Бепанов. Кубок Урал

Кубки "Покорителям космоса", выполненные В.Ю. Сохоневичем, также представ ляют собой сложную композицию из металла и стекла, их высота 64 и 54 см. Более высокий кубок увенчан стеклянной чашей, низкий -стеклянным шаром с кованой скульптурой "Победа" наверху (рис. 5.57).

  3.57. В.Ю.Сохонввич. Кубки Покорителям космоса
3.57. В.Ю.Сохонввич. Кубки Покорителям космоса

Декоративные сосуды П.Г.Екушева и И.В.Суворовой "Три рыцаря" состоят из двух частей - кованой, представляющей собой элементы рыцарских доспехов (кольчуг, щитов, копий, лат, шпор, забрала и т.п.) и сосудов из цветного стекла, выполненных после сборки кованых изделий в соответствии с авторским замыслом (рис. 5.58).

  3.58. П.Г.Екушвв, И.В.Суворова Декоративные кружки Три рыцаря
3.58. П.Г.Екушвв, И.В.Суворова Декоративные кружки Три рыцаря

Среди работ подобного типа следует более детально рассмотреть композиции Е.М. Рысина, отличающиеся ясной, классически выверенной формой. Изделия мастера - это не повторение совершенных образцов прошлого, а поиск красоты на основе веками сложившихся пропорций. Художник заботится не только о форме своих изделий, он стремится через условность простых объемов рассказать о своих мыслях, чаяниях, о жизни. Вот, казалось бы, простая тема: "Он и Она". Здесь нет живых существ, это два кофейника. Художнику нужно найти линии, которые изображали бы мягкость, женственность, сердечность, а с другой стороны - мужество, строгость, найти различность и в то же время родственность форм. Кофейник "Она" имеет женские очертания - талию, изящный носик, легкую, воздушную ручку и корпус, выполненный в виде цветка. Кофейник "Он" - могучие плечи, ножку выпуклую, ручку плотную, близко прилегающую к корпусу, носик небольшой, грубоватый, но мужественный. Исходная форма та же, только перевернута широкой часть вверх (рис. 5.59).

  3.59. Е.М.Рысин. Два кофейника Кофейная пара
3.59. Е.М.Рысин. Два кофейника Кофейная пара



« предыдущая    оглавление   следующая »

Поделиться:


Советуем прочитать:

up