Элементы модерна в ковке

Наиболее часто встречаются композиционные решения, в которых использованы приемы обработки металла конца XIX - начала XX века. Не только в исполнении, но даже в первоначальных эскизах элементы модерна включаются как основные мотивы декора. Конечнд, было бы лучше искать самостоятельные решения, но подчас это бывает неосознанно, поскольку художественный металл в зданиях, построенных в начале XX века, часто встречается в городской среде и его причудливые формы невольно остаются в памяти. Кузнец М.Н. Хизбулин выполнил эскиз и изготовил макет высокой ограды. Основу ворот и секций ограды составляют ритмично поставленные разновеликие пики. В качестве декоративных элементов используются прихотливо изогнутые полосы металла, заимствованные из арсенала приемов мастеров модерна (рис. 4.40).

  4.40. И.Н.Хизбулин. Эскиз ограды
4.40. И.Н.Хизбулин. Эскиз ограды

Более определенно общая тональность стиля модерн выражена в работах В.Г. Коваля (заметим здесь символичность совпадения профессии и фамилии!), например в высокой решетке для дверного проема и низкой декоративной решетке (рис. 4.41 и 4.42). Плавнь^е кривые линии рисунка, их различные переплетения, раскованные концы стержней в виде изогнутых лепестков или цветочных бутонов - все это характерные черты стиля модерн.

  4.41. В.Г.Коваль. Решетчатая дверь
4.41. В.Г.Коваль. Решетчатая дверь
  4.42. В.Г.Коваль. Декоративная решетка
4.42. В.Г.Коваль. Декоративная решетка

Сложный мир своих взглядов выражает в кованом металле Л.И. Быков. Изучив в совершенстве работы старых мастеров, вобрав их опыт, он стремится найти свой язык в кузнечном искусстве. Быков -поэтическая натура - жизнь цветов, листьев, трав, ветвей, птиц с жаждой полета высоко в небе стали любимыми мотивами его произведений. Его работы своеобразны, но всегда современны. Многие произведения выполнены им совместно с А.Н. Белановым и В.А. Стрепетовым. Композиционные принципы модерна также не чужды этим мастерам. Они свободны в своих линейных композициях из металла, смело дополняют, изменяют, ломают устоявшиеся каноны (рис. 4.43 -4.46).

  4.43. Л.И.Быков А.Н.Беланов, В.А.Стрепетов. Ограждение балкона и фонарь бывшей дачи М.С.Горбачева в Форосе
4.43. Л.И.Быков А.Н.Беланов, В.А.Стрепетов. Ограждение балкона и фонарь бывшей дачи М.С.Горбачева в Форосе
  4.45. Л.И.Быков. Калитка д/о Валдай
4.45. Л.И.Быков. Калитка д/о Валдай
  4.44. Л.И.БЫКОВ, А.Н.Беланов, В.А.Стрепетов. Ограждение балкона бывшей дачи М.С.Горбачева в Форосе
4.44. Л.И.БЫКОВ, А.Н.Беланов, В.А.Стрепетов. Ограждение балкона бывшей дачи М.С.Горбачева в Форосе
  4.46. Л.И.Быков. Фрагмент входной арки д/о Валдай
4.46. Л.И.Быков. Фрагмент входной арки д/о Валдай

В ограждении открытой веранды дома отдыха "Валдай" ярко выражена свойственная Быкову свобода в решении целого и полная подчиненность деталей. Ощущение легкости и "прозрачности" достигается фигурными вставками, перед которыми прерываются горизонтальные тяги и, единственный на все пространство вставки, цветок свободно "парит" в воздухе^ничего не касаясь (рис. 4.47).

  4.47. Л.И.Быков. Ограждение веранды
4.47. Л.И.Быков. Ограждение веранды

Главная композиция летней беседки детского сада "Мир на земле" (Л.И. Быков) лаконична и концентрирует внимание зрителя на центральном узле - нашей цветущей планете. В беседке все поэтично: и калитка, и голубь, и флюгер, открывающий свободу детской фантазии. Здесь нет ничего конкретного, но есть и простор, и ветер, и паруса, и птица, и киль корабля, здесь есть поэзия, воплощенная в стали и меди (рис. 4.48 - 4.51).

  4.48. Л.И.Быков. комзиция Мир на земле
4.48. Л.И.Быков. комзиция Мир на земле
  4.49. Л.И.БЫКОВ. Фрагмент композиции Мир на земле
4.49. Л.И.БЫКОВ. Фрагмент композиции Мир на земле
  4.50. Л.И.БЫКОВ. Деталь композиции Мир на земле
4.50. Л.И.БЫКОВ. Деталь композиции Мир на земле
  4.51. Л.И.БЫКОВ. Флюгер
4.51. Л.И.БЫКОВ. Флюгер

Третья тенденция или направление - это поиски современных объемно-пространственных решений. Приведем несколько примеров таких решений. А.И. Биловол и А.И. Литвин оригинально решили сложную художественную проблему, они, как говорится, "вызвали огонь на себя": под кафе "Вечерний Донецк" было отведено помещение, имеющее по фасаду неоштукатуренную кирпичную стену ... обычный, маловыразительный фасад с узким, промышленного типа длинным оконным проемом. Кузнецы в этом проеме создали узкую протяженную композицию - из кованой стальной решетки и фонарей. В растительных мотивах решетки не имитируются буквально ветви деревьев, они декоративны и зрительно помогают выделить четкий ритм крупных простых фонарей (рис. 4.52 - 4.54).

  4.52. А.И.Биловол, А.И.Литвин. Декоративная композиция кафе Вечерний Донецк
4.52. А.И.Биловол, А.И.Литвин. Декоративная композиция кафе Вечерний Донецк
  4.53. А.И.Биловол, А.И.ЛИТВИН. Фрагмент декоративной композиции кафе Вечерний Донецк
4.53. А.И.Биловол, А.И.ЛИТВИН. Фрагмент декоративной композиции кафе Вечерний Донецк
  4.54. А.И.Биловол, А.И.ЛИТВИН. Решетчая дверь кафе Вечерний Донецк
4.54. А.И.Биловол, А.И.ЛИТВИН. Решетчая дверь кафе Вечерний Донецк

Работа кузнецов фактически "спасла" фасад кафе. Часто встречаются высокие ограды со свободной неупорядоченной схемой стержней с вплетенными в них крупными коваными ветвями, листьями и т.п. Фрагмент подобной решетки ворот приведен на рис. 4.55. Ограда изготовлена кузнецами Л.В. Агабабяном, Г. Айрапетяном и Е. Амаякяном. Киевские мастера А.П. Миловзоров и О.И.

  4.55. Л.В.Агабабян, А.М.Айрапетян, Е. Амаякян. Фрагмент ворот детского сада
4.55. Л.В.Агабабян, А.М.Айрапетян, Е. Амаякян. Фрагмент ворот детского сада
  4.56. А.П.Миловзоров, О.И.Стасюк. Решетка Рыбы
4.56. А.П.Миловзоров, О.И.Стасюк. Решетка Рыбы

Стасюк выполнили крупную работу по созданию решеток для Детской библиотеки в Киеве. Полукруглые, диаметром до 5 м, проемы в стене забраны коваными решетками, каждая посвящена своей теме: птицам, бабочкам, рыбам, водорослям. Решетка "Рыбы" - это полукруглый сектор, разделенный вертикальными стержнями на пять разновеликих рамок. Каждая рамка заполнена "прозрачным" неповторяющимся орнаментом с изображением рыб, морских моллюсков и водорослей. Решетку отличают.определенная условность, и сказочность изображения, такт и мера. Фрагмент решетки на тему "Птицы" (рис. 4.57) дает наглядное представление о технике изготовления решеток.

  4.57. А.П.Миловзоров, О.И.Стасюк. Фрагмент решетки Птицы
4.57. А.П.Миловзоров, О.И.Стасюк. Фрагмент решетки Птицы



« предыдущая    оглавление   следующая »

Поделиться:


Советуем прочитать:

up