Искусство металлопластики в ковке

  5.75. О.В.Боньковский. Светильник Кариатида
5.75. О.В.Боньковский. Светильник Кариатида
  5.76. О.В.Боньковский. Композиция Лучник
5.76. О.В.Боньковский. Композиция Лучник

"Дон-Кихоты" - романтическая композиция из двух фигур кузнеца-художника А.Н. Беланова. Гротескные, выкованные из стали - они стоят рядом. В вытянутой руке одного из них мельница - олицетворение зла, сами рыцари с копьями - олицетворение добра. "Я люблю бессмертный образ Дон-Кихота, созданный Сервантесом, - говорит автор, - хочу, чтобы добра и справедливости было больше, поэтому в композиции у меня два Дон-Кихота". Но добро необходимо заш,и1цать -вот почему Дон-Кихоты с копьями (рис. 5.77).

  5.77. А.Н.Беланов Дон-кихоты
5.77. А.Н.Беланов Дон-кихоты

В заключение рассмотрим еш,е один вид композиций - металлопластику. Искусство металлопластики в последние десятилетия XX века приобретает все большую популярность. Действительно, при помощи сварки можно решать самые сложные пластические задачи, да и исходные материалы при этом могут быть крайне разнообразными - от проволоки и арматурной стали до труб и листового металла. Примерами могут быть две работы В.Я. Воробьева - "Клоун" и "Трал". Особенностью первой из них являются кривые линии, все построено на полудугах и стоит клоун на двух полых цилиндрах (рис. 5.78 и 5.79).

  5.78 В.Я.Воробьев. Клоун
5.78 В.Я.Воробьев. Клоун
  5.79. В.Я.Воробьев. Трал
5.79. В.Я.Воробьев. Трал

"Трал" - красивая композиция, простыми средствами дающая представление о морской глубине, поверхности моря и небе, хотя изображен только корабль и трал. В той же технике (сварка стержней) выполнена композиция Воробьева "Летят стрелы каленые" (рис. 5.80).

  5.80. В.Я.Воробьев. Летят стрелы каленые
5.80. В.Я.Воробьев. Летят стрелы каленые

В иной манере решалась им композиция "Искусственное море" (выколотка и сварка листа, декоративное наплавление металла), затрагивающая актуальнейшую проблему современного мира - экологию. На затопленной водой земле - дне рукотворного моря - ствол дерева, на дереве чудом сохранившееся гнездо птицы, в гнезде яйцо... , а мимо проплывают.рыбы. Все смешалось в этом мире и небо, и земля, и вода! (рис. 5.81 и 5.82).

  5.81. В.Я.Воробьев. Композиция Искусственное море
5.81. В.Я.Воробьев. Композиция Искусственное море
  5.82. В.Я.Воробьев. Фрагмент композиции Искусственное море
5.82. В.Я.Воробьев. Фрагмент композиции Искусственное море

Кованый металл, его пластические свойства используют в своем творчестве не только профессиональные кузнецы, но и художники. Еще в 1920-1930-х годах в этой области успешно работал видный скульптор и график Народный художник И.С.Ефимов. В 1980-х годах появились своеобразные работы металлопластики Заслуженного художника В.Е. Цигаля, широко использующего черный металл, медь, латунь, применяющего выколотку, чеканку и газовую сварку. Работы мастера в этой области тесно связаны с его творчеством как живописца и графика, основой которого являются ведущая роль гибкой, выразительной линии, острота и точность силуэта. Он мастерски использует контраст линии и пятна, линии и плотной формы. Постоянно усложняя свои творческие и технические задачи в области декоративно-прикладного искусства, В. Цигаль вплотную подошел к созданию особой формы малой структуры - сложной станково-тематической композиции из листового сварного металла. 1\/1ногофигурная композиция "Ночная переправа" (1981 г.) и композиция "Легенда" (1982 г.) посвящены истории гражданской войны; оставаясь декоративными произведениями, они имеют идейно-образную сущность (рис. 5.83).

  5.83. В.Е.Цигаль. Ночная переправа. Металло-пластика
5.83. В.Е.Цигаль. Ночная переправа. Металло-пластика

На художественной выставке 1982 года поражала посетителей своей необычностью, непохожестью на другие скульптуры работа В. Цигаля "Первый трактор", выполненная из листового металла с помощью газовой сварки (рис. 5.84 и 5.85).

  5.84. В.Е.Цигаль. Первый трактор. Металлопластика
5.84. В.Е.Цигаль. Первый трактор. Металлопластика
  5.85. В.Е.Цигаль. Первый трактор. Фрагмент
5.85. В.Е.Цигаль. Первый трактор. Фрагмент

Не менее сложная тематическая и пластическая задача была поставлена им в работе "Красногвардейцы" (1984 г.), где изображены фигуры направляющихся на задание бойцов отряда (рабочий, солдат из крестьян, студент, интеллигент и др.), каждая из которых выразительная, имеет индивидуальную характеристику, и "вылеплены" они не из податливого материала - глины, гипса или пластилина, а вырезаны, выгнуты и сварены из кусков толстого листового металла. Композиция выделяется из подобных работ В. Цигаля не только своим внешним объемом, но и острым сочетанием металлических плоскостей и глубинных проемов между ними, чем достигается своеобразная, очень экспрессивная форма композиции (рис. 5.86) Сочетание выпуклых и вогнутых плоскостей, примененное в композиции "Первый трактор", дало возможность зрительно ощущать изображение человеческой фигуры, как объемное.

  5.86. В.Е.Дигаль. Красногвардейцы.
5.86. В.Е.Дигаль. Красногвардейцы.

Этот же прием лег в основу работы "Субботник", полной мягкого юмора и точных бытовых наблюдений (рис. 5.87). В заключение можно сказать, что техника работы с кованым металлом постоянно совершенствуется, идет постоянный поиск все новых и новых средств выразительности. Художественная сторона единого творческого процесса ковки металла также постоянно видоизменяется, как меняется многое во всем искусстве и эстетике XX века.

  5.87. В.Е.Цигаль. Субботник.
5.87. В.Е.Цигаль. Субботник.



« предыдущая    оглавление   следующая »

Поделиться:


Советуем прочитать:

up