Художественная ковка в городской и сельской среде

Художественная ковка находит широкое применение не только в быту и интерьере, но и все чаш,е в городской и сельской застройке появляются эстетически значимые работы из металла, им отводится роль связуюш,его звена между человеком и архитектурой. Такие художественные произведения кузнецов располагаются в зоне пешеходного движения, они сомасштабны человеку. Как правило, эти произведения из металла в градостроительстве по-своему, в присущих этому материалу формах и приемах, отражают идеи объединения отдельных элементов застройки, закрепления важнейших планировочных узлов, а подчас вносят лирическую ноту в строгую геометрическую архитектуру современных зданий.

Произведения из металла в городской среде разнообразны - это ограды, ворота, вывески, фонари, указатели, уличные светильники, а также крупные декоративные композиции. К ним следует отнести и работы по реставрации произведений кузнецов прошлых веков, сохраняющихся как часть памятников истории, культуры или строительного искусства. В большинстве современных кузнечных "работ наиболее характерным является широкое применение электродуговой или газовой сварки для соединения отдельных частей или элементов. К сожалению, часто этот же метод соединения используется и при реставрации художественных кузнечных работ прошлого, что нарушает достоверность произведения, искажает суть мастерства его создателей.

Вопросы реставрации художественного кованого металла заслуживают самостоятельного разбора, поэтому ограничимся рассмотрением наиболее характерных примеров. При реставрации дверей, оград или решеток памятника архитектуры от кузнеца требуется высокая квалификация, доскональное знание приемов работы мастеров прошлого и традиционных национальных мотивов. Одним из мастеров, которые отвечают перечисленным требованиям, является ярославский кузнец-реставратор В.М. Белов, принимавший участие в восстановлении решеток и ограждений Митрополичьих палат и церкви Дмитрия Салунского в г. Ярославле. Под его руководством воссоздано ограждение музея в Переславле-Залесском.

Большую работу по восстановлению и сохранению исторических памятников проводят кузнецы владимирских реставрационных , мастерских объединенного Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Глубокое проникновение в существо приемов декоративной обработки металла древнерусскими мастерами отличает работы кузнеца Ю.Н. Бородина. На рис. 4.1 - 4.3 приведены двери порталов соборов г. Владимира, В качестве украшения деревянных, окованных листовым железом дверей используют узорные стальные накладки, чеканку и кованый растительный орнамент. Интересно проследить, как один и тот же мотив направленных в разные стороны завитков, использованный на первых дверях в свободном орнаменте чеканки, в последующих порталах превращается в ведущий элемент орнамента и, наконец, на дверях музея г, Гусь-Хрустальный становится господствующим элементом всего решения (рис, 4.4), Так прокладывается мостик от древних традиций к кузнечному искусству наших дней.

  4.1. Дверь портала 1 собора г. Владимира. Реставрация Ю.Н.Бородииа.
4.1. Дверь портала 1 собора г. Владимира. Реставрация Ю.Н.Бородииа.
  4.2. Дверь портала 2 собора г. Владимира. Реставрация Ю.Н.Бородина
4.2. Дверь портала 2 собора г. Владимира. Реставрация Ю.Н.Бородина
  4.3. Дверь портала 3 собора г. Владимира. Реставрация Ю.Н.Бородииа
4.3. Дверь портала 3 собора г. Владимира. Реставрация Ю.Н.Бородииа

При всем разнообразии современных художественных работ из кованого металла в городской среде можно выделить ряд определившихся тенденций. Их три:

- использование традиционных народных мотивов, как в рисунке, так и в обработке металла;

- использование композиционных приемов и наиболее характерных элементов сложившихся стилей прошлого;

- поиски современных объемно-пространственных решений. Использованию традиционных народных мотивов в современной ковке способствуют как реставрационные работы в той или иной местности, так и развитие художественных промыслов в смежных видах творчества.

Так, многие работы вологодских, архангельских, владимирских кузнецов теснейшим образом связаны с художественным строем изделий народных мастеров резьбы по дереву. Работы украинских кузнецов чаще всего декоративны, свободны в рисунке и имеют много общего с народным растительным орнаментом украинских вышивок, керамических и гончарных изделий. Такие работы, как декоративная пластина Ю.Н. Бородина (рис. 4.5), сродни узорчатой резьбе по дереву северных и центральных областей России. Это ни в коей мере не умаляет их достоинства, а только показывает внутреннюю связь с искусством своего народа. Тщательно прорисованные и искусно выполненные пластины отличаются своеобразной манерой ковки.

  4.5. Ю.Г. Богородин Декоративная пластина
4.5. Ю.Г. Богородин Декоративная пластина
  4.4. Ю.Г. Богородин Решетчатая дверь музея Гусьхрустальный
4.4. Ю.Г. Богородин Решетчатая дверь музея Гусьхрустальный

В последнее время кузнецы часто исполняют заказы церкви, и здесь древнее народное творчество неизменно выступает как первооснова художественных решений. На рис. 4.6 и 4.7 приводятся фрагменты крыльца церкви в г. Находка, выполненного кузнецом Н.В. Леконцевым (стальные заготовки стандартных сечений, ковка, кузнечная и электродуговая сварка). В основу композиции положены старинные народные узоры с включением растительных мотивов.

  4.6. Н.В.Лвконцва Крыльцо	церкви
4.6. Н.В.Леконцева Крыльцо церкви
  4.7. Н.В.Леконцева Фрагмент крыльца
4.7. Н.В.Леконцева Фрагмент крыльца

Аналогичная работа для действующей церкви г.Суздаля выполнена кузнецами В.А. и Н.А. Кривошеиными - это навес-козырек. В современной авторской работе использованы местные традиции обработки металла ручной ковкой, соединение отдельных частей навеса выполнено с помощью хомутов, причем последние входят в состав орнамента и являются дополнительными декоративными элементами (рис. 4.8 и 4.9). В тех же русских народных традициях выполнены работы для музея-заповедника в Поленове кузнецом Н.В. Фирстовым.

  4.8. В.А. и Н.А.Кривошеины Фрагмент навеса
4.8. В.А. и Н.А.Кривошеины Фрагмент навеса
  4.9. В.А. и Н.А. Кривошеины. Фрагмент навеса
4.9. В.А. и Н.А. Кривошеины. Фрагмент навеса

Калитка колокольни Троицкой церкви и перила моста на дороге в с. Бехово подкупают простотой и ясностью ритмического решения (рис. 4.10 и 4.11). В то же время они несут в себе ту рукотворность, демонстрируют ту свободу обращения с материалом, которые так свойственны старым русским мастерам. В самом деле - квадрат в центре калитки вовсе не квадрат, а фигура с равновеликими сторонами, длина правой пики не равна длине левой и т.п. Рисунок перил мостика восходит к древним орнаментам XVII века. При строгом ритме встречных спиралей завершение перил слева и справа, при всей схожести, различны. Именно это избавляет их от "сухости" и придает свежесть и индивидуальность решению.

  4.10. Н.В.Фирстов Калитка музей-заповедник в Поленове
4.10. Н.В.Фирстов Калитка музей-заповедник в Поленове
  4.11. Н.В.Фирстов Перила мостика музей-заповедник в Поленове
4.11. Н.В.Фирстов Перила мостика музей-заповедник в Поленове

В основе творчества мастера-кузнеца Ю.В. Пархоменко лежит украинский национальный орнамент с его свободными растительными мотивами (рис. 4.12). Он свободно и легко оперирует своими затейливыми узорами поистине народного характера (рис. 4.13), добиваясь поразительных результатов - кажется, что у мастера неуемная жажда украсить г. Шевченко и пустынную землю новостроек г. Мангышлака вечными стальными цветами. Пархоменко романтик не только в своих работах, но и в жизни. Однажды он вызвался безвозмездно помочь ребятам в устройстве молодежного клуба - решил украсить его произведениями художественной ковки. Активно взялся за дело -ковал, мастерил ... и вдруг спросил: "А как назовете свой клуб?" Ответили: "Как? Молодежный". "Скучно", - сказал мастер и желание помогать этим приземленным людям сразу пропало.

  4.12. Фрашент рушника о украинским народным орнаментом
4.12. Фрашент рушника о украинским народным орнаментом
  4.13. Ю.В.Пархоменко. Ворота детского сада
4.13. Ю.В.Пархоменко. Ворота детского сада

Пархоменко возродил идею металлического дерева. Идея эта очень древняя, в столице Монгольского государства г. Кара-Коруме еще в 1235 году был создан серебряньт фонтан в виде девятиметрового дерева (рис. 4.14); в петербургском Эрмитаже есть дерево-часы, изготовленное из металла в XVIII веке; в Петергофе было стальное дерево-фонтан с секретом - наступишь под деревом на зеленую плашку -каждого листика польется вода; в 1986 году юзовские кузнецы А. Мерцалов и Ф. Шкарин (подручный) выковали из одного куска рельса веерную пальму высотой 3,5 м - это была своеобразная реклама русской стали. Пальма демонстрировалась на Нижегородской выставке в 1896 г., а в 1900 г. - на выставке в Париже была удостоена "Гран-при".

  4.14. Серебряный фонтан дворца Угдэй-хана в г. Кара-Коруме
4.14. Серебряный фонтан дворца Угдэй-хана в г. Кара-Коруме

Сейчас она находится в музее петербургского горного института (рис. 4.15 и 4.16).

  4.15. А.Мерцалов, Ф.Шкарин. Веерная пальма, откованная из рельса
4.15. А.Мерцалов, Ф.Шкарин. Веерная пальма, откованная из рельса
  4.16. А.Мерцалов, Ф.Шкарин. Деталь Веерной пальмы, откованная из рельса
4.16. А.Мерцалов, Ф.Шкарин. Деталь Веерной пальмы, откованная из рельса

Ю.В. Пархоменко создал целый ряд кованых деревьев чисто декоративйого характера: отдельно стоящие светильники в виде высоких девяти-восемнадцатиметровых деревьев, крупные трех-четырехметровые цветы, целые ограды со встроенными деревьями - светильниками (рис. 4.17-4.20). Особое место в его творчестве занимают изделия для детей, для детских садов и парков - здесь его фантазия неуемна. Он создает сказочное дерево со скворечниками высотой с четырехэтажный дом - кружевные листья, а среди них веселые разноцветные скворечники. Другое удивительное дерево - все в невиданных цветах и светится каждый цветок ярким светом - дерево-светильник. Есть дерево-фонтан высотой с двухэтажный дом, из ветвей его бьют сотни струек воды. И еще есть деревья.

  4.17. Ю.В.Пархоменко. 4.17. Уи. V. РагкНотепко. Пальма
4.17. Ю.В.Пархоменко. 4.17. Уи. V. РагкНотепко. Пальма
  4.18. Ю.В.Пархоменко. Дерево-светильник
4.18. Ю.В.Пархоменко. Дерево-светильник
  4.19. Ю.В.Пархоменко. Газонный светильник
4.19. Ю.В.Пархоменко. Газонный светильник
  4.19. Ю.В.Пархоменко. Газонный светильник
4.19. Ю.В.Пархоменко. Газонный светильник
  4.20. Ю.В.Пархоменко. Заборчик
4.20. Ю.В.Пархоменко. Заборчик
  4.21. Ю.В.Пархоменко. Дерево Азбука
4.21. Ю.В.Пархоменко. Дерево Азбука

Сидят на каждом симпатичные мошки-букашки, стрекозы-таракашки, и держит каждая козявка по букве: кто А, кто Б и так далее - дерево-азбука. Есть и дерево-арифметика. Для детского магазина "Буратино" отковал Пархоменко большую узорчатую эмблему с фигуркой героя сказки в центре волшебного круга (рис. 4.22). Всего мастером создано более 300 работ.

  4.22. Ю.В.Пархоменко. Эмблема магазина Буратино
4.22. Ю.В.Пархоменко. Эмблема магазина Буратино



« предыдущая    оглавление   следующая »

Поделиться:


Советуем прочитать:

up