Художественный металл в общественных зданиях

Художественный металл имеет большое значение при решении интерьеров общественных зданий. Мастерство исполнения и национальный характер кованых изделий Б.И. и О.И. Абдуллаевых придают пространству зала ожидания аэровокзала в г.Душанбе новую окраску, современное звучание (рис. 3.105).

 3.105. О.И. и Б.И.Абдуллаевы. Люстры зала ожидания аэровокзала в г. Душанбе
3.105. О.И. и Б.И.Абдуллаевы. Люстры зала ожидания аэровокзала в г. Душанбе

В протяженном, с гладким сводом, зале станции Ташкентского метрополитена "Чиланзар" установлены крупные, богато орнаментированные люстры в виде колец из латуни со вставками из цветного стекла, а на путевых стенах - декоративные панно, тонко выполненные чеканкой по латуни художниками комбината "Максла" (автор Е.М. Рысин). В данном случае художественные изделия из металла формируют все декоративно-образное решение интерьера станции, и выполнены они с использованием национального орнамента (рис. 3.106-3.108).

 3.106. Е.М. Рысин. Общий вид станции Чиланзар Ташкентского метрополитена
3.106. Е.М. Рысин. Общий вид станции Чиланзар Ташкентского метрополитена
 3.107. Е.М. Рысин. Декоративное панно станции Чиланзар Ташкентского метрополитена
3.107. Е.М. Рысин. Декоративное панно станции Чиланзар Ташкентского метрополитена
 3.108. Е. М. Рысин. Фрагмент люстры станции Чиланзар Ташкентского метрополитена
3.108. Е. М. Рысин. Фрагмент люстры станции Чиланзар Ташкентского метрополитена

Художественно выполненные ограждения парадных лестниц чаще всего встречаются в общественных зданиях. Кованые перила, созданные в 70-х - 80-х годах XX века, можно разделить на две основные группы: изделия, в которых использованы приемы художественных стилей XIX - начала XX века, и изделия, которых продолжаются национальные традиции прикладного искусства региона. Ограждение парадной лестницы для общественного здания, созданное Л.И. Бушмелевым, относится к изделиям первой группы. В основу рисунка перил положены принципы классицизма: перила строги и нарядны и интересны самим исполнением отдельных элементов. Основные стойки откованы из стальных стержней квадратного сечения, средняя часть каждого стержня закручена на 45°, а примыкающие к ним вертикальные стальные полосы в верхней части расплющены и согнуты по дуге. Гирлянды и цветы выполнены из листового металла и приклепаны к стальному стержню. Каждое соединение элементов ограждения тщательно подогнано и склепано. Рисунок перил имеет четкий ритм основных и промежуточных вертикалей (рис. 3.109).

 3.109.	Л.И. Бушмелев. Ограждение лестницы
3.109. Л.И. Бушмелев. Ограждение лестницы

Более полное представление о характере образной интерпретации задуманного автором произведения, исполнительских особенностях в творчестве мастера, форме изделия и фактуре обработанного металла дают фрагменты и детали выполненных работ (рис. 3.110 и 3.111). Второй фрагмент ограждения лестничного окна выполнен Бушмелевым в совершенно ином стиле. Здесь за основу взяты гибкие линейные построения, характерные для мастеров модерна (рис. 3.112). Стальные полосы, поставленные к зрителю "на ребро", расплющены в закруглениях или образуют спирали. В симметричный геометрический рисунок включены натуралистично украшенные насечкой узкие листья.

 3.110.	Л.И. Бушмелев. Деталь ограждения лестницы
3.110. Л.И. Бушмелев. Деталь ограждения лестницы
 3.111. Л.И. Бушмелев. Деталь решетки ограждения окна
3.111. Л.И. Бушмелев. Деталь решетки ограждения окна
 3.112.	Л.И. Бушмелев. Решетка ограждения окна
3.112. Л.И. Бушмелев. Решетка ограждения окна

Еще более близки к кузнечным работам начала XX века перила лестницы профилактория "Волжские зори", изготовленные Н.П. Чекмаревым. Здесь эстетические концепции модерна выявлены еще определеннее. Свободные, плавные линии ограждения маршей и площадок выполнены из стальных полос и перемежаются крупными трехчастными листьями (выколотка из листового металла). Создается резкий контраст между линейностью рисунка и материальностью листьев. Поручни перил столь же пластично повторяют общую динамику композиции (рис. 3.113).

 3.113.	Н.П. Чекмарев. Перила лестницы профилактория Волжские зори
3.113. Н.П. Чекмарев. Перила лестницы профилактория Волжские зори
 3.114. О.И. и Б.И.Абдуллаевы. Перила лестниц Таджикского театра кукол 3
3.114. О.И. и Б.И.Абдуллаевы. Перила лестниц Таджикского театра кукол 3

Мастером О.В. Боньковским созданы декоративные решетки для проемов лестницы Института повышения квалификации специалистов в г. Львове (рис. 3.115 и 3.116). Боньковского, как художника, увлекают причудливые переплетения гибких линий художественных изделий из металла мастеров модерна. А как кузнеца его привлекает мастерство, с которым в начале века умели выявлять пластические свойства металла. При общем стилевом единстве в каждом пролете им выполнены совершенно различные композиции. Все они асимметричны, уравновешены в пределах проема и имеют свой самостоятельный рисунок. Решетки выполнены из стандартных профилей с применением ковки и гибки. Элементы соединены хомутами, клепкой и сваркой.

 3.115. О.В. Боньковский. Решетка ограждения проема в Институте повышения квалификации специалистов, г. Львов
3.115. О.В. Боньковский. Решетка ограждения проема в Институте повышения квалификации специалистов, г. Львов
 3.116. О.В. Боньковский. Решетки ограждения проемов в Институте повышения квалификации специалистов, г. Львов
3.116. О.В. Боньковский. Решетки ограждения проемов в Институте повышения квалификации специалистов, г. Львов

Примером работ, в декоре которых отчетливо проявляются национальные традиции, могут служить ограждения парадной лестницы театра кукол в г. Душанбе, выполненные братьями Б.И. и О.И. Абдуллаевыми. В основу композиции положено ритмическое чередование сложного, характерного для таджикского прикладного искусства, орнамента. Сложность перил заключается в том, что повторяется только один элемент - четырехлепестковая форма в овале, пространство же между такими элементами заполняется каждый раз по-разному. На рис. 3.114 показано три таких участка, в каждом из них мастера нашли оригинальное решение. Единой основой всего орнамента является контурная форма, напоминающая "вазу" с горловиной и суженной опорой, два 5-образных элемента и две скобы.

Декоративные решетки получили распространение во многих помещениях различных общественных зданий, чаще всего - в залах столовых, кафе, ресторанов, в вестибюлях учреждений, двусветных лестничных пространствах и других помещениях, при этом какой-либо единой стилевой направленности нет, все зависит от назначения помещения и индивидуальности исполнителя, хотя целом, так же как и в художественных изделиях из металла, рассмотренных ранее, используются композиционные приемы прошлого и народные традиционные мотивы.

 3.117. Ю.З.Пархоменко. Декорагивкая перегородка
3.117. Ю.З.Пархоменко. Декорагивкая перегородка

Живые украинские народные традиции питают творчество кузнеца Ю.В. Пархоменко. В решениях своих высоких решеток он совмещает строгий ритм вертикальных стержней с народным орнаментом из форм растительного мира. Большая любовь Пархоменко к разнообразию окружающей нас природы уживается в его творчестве с рациональной композиционной сдержанностью. В приводимых примерах (рис. 3.117 и 3.118) видно четкое деление плоскости решеток на три горизонтальных пояса: верхний и нижний - узкие и одинаковые по своему рисунку, средний пояс широкий, орнаментально наиболее выразительный. Элементы декора средней части решеток могут быть условными, как в первом примере, могут натуралистично воспроизводить ветви растений, однако, все это жестко определено мастером в изначальном решении целого.

 3.118. Ю.В. Пархоменко. Декоративная перегородка
3.118. Ю.В. Пархоменко. Декоративная перегородка

Ю.Н. Орудиным выполнены две близких по характеру композиции: одна - объемная, выгнутая в средней части, состоит из кованых веток с листьями, другая - плоская, из аналогичных веток с цветами и птицей. Наибольший интерес представляет вторая композиция - "Лето" (рис. 3.119). Она подчеркнуто условна, напоминает лубочные народные картинки или, скорее, тульские ярмарочные пряники. Листья и цветы выполнены натурально, со всеми прожилками, но прикреплены к ветками условно, как в детском рисунке - просто заклепками. Ветки раздваиваются и заключают букетики листьев и птицу в круглые рамки, а у цветов, опять же условно, сделаны круглые проволочные нимбы. Сама же птица имеет форму пряника, в решетке все асимметрично, нарядно, празднично.

 3.119. Орудин решетка Лето
3.119. Орудин решетка Лето

Другой тип решетки - с ритмичным заполнением всего полотна волютами, выполнен кузнецами А.И. Биловолом и А.И.Литвиным для гастронома "Киев" в г.Донецке. Их решетка (рис. 3.120) имеет интересную особенность: основной каркас выполнен из стержней квадратного сечения, строго геометричен, упорядочен и состоит из пяти одинаковых секций, каждая из которых заполнена встречными спиралями из полосовой стали. По каркасу и спиралям вьются тонкие прутки веток с побегами, не подчиняющиеся строгой геометрии рисунка, свободно переходящие из секции в секцию, а в ряде мест вообще выходящие за границы решетки. Такой прием создает впечатление движения веток по кованой решетке.

 3.120. А. И. Биловол, А.И. Литвин. Решетка ограждения проемов магазина Киев в г.Донецке
3.120. А. И. Биловол, А.И. Литвин. Решетка ограждения проемов магазина Киев в г.Донецке

Ограждение с калиткой, созданное О.Я. Чекрыгиным для детского сада Курского объединения химического волокна, как нельзя лучше, соответствует своему назначению. Свободное кружево стальных разновеликих волют перемежается листочками, завитками, цветами на тоненьких стебельках, а бабочка, белка и ласточка вплетены в легкие узоры ограждения, словом, - атмосфера сказки. Решетка откована легко и непринужденно - технологические приемы работы и способ, соединения элементов хорошо видны на рис. 3.121 и 3.122.

 3.121. О.Я. Чекрыгин. Декоративная решетка детского сада
3.121. О.Я. Чекрыгин. Декоративная решетка детского сада
 3.122. О.Я. Чекрыгин. Деталь декоративной решетки детского сада
3.122. О.Я. Чекрыгин. Деталь декоративной решетки детского сада

Эта решетка вольно или невольно связывается нами с работами кузнецов прошлого, с излюбленными мотивами русского и западноевропейского народного творчества, так часто использующих завитки и спирали. В то же время и в классических образцах прежних времен использовались эти же элементы в композициях. Примером четкого упорядочения тех же декоративных приемов может служить выполненная Ю.Н.Бородиным решетка кафе в Г.Владимире (рис.3.123).

 3.123. Ю.Н. Бородин. Декоративная решетка
3.123. Ю.Н. Бородин. Декоративная решетка

Здесь те же завитки, спирали, листья и птицы, но выглядят они совершенно иначе, работа отличается строгой симметричностью решения, орнамент собран в группы, изображения птиц подчинены общему декоративному характеру изделия. Высокая профессиональность отличает разработку всей композиции. В том же ключе Ю.М. Любимовым выполнено ограждение проема в минском ресторане "Журавушка". Используя решетку каркаса как основу композиционного решения, он ее максимально разнообразит: расстояния между стержнями решетки меняются как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении, ось поворота решетки проходит посередине (рис. 3.124). Решетка строго симметрична только в одном -направлении - правая сторона соответствует левой, относительно горизонтальной оси такой симметрии нет и это делает решетку более "живой".

 3.124. Ю.М. Любимов. Ограждение проема в ресторане Журавушка, г. Минск
3.124. Ю.М. Любимов. Ограждение проема в ресторане Журавушка, г. Минск
 3.125. А.П. Миловзоров. Решетка Травы полевые
3.125. А.П. Миловзоров. Решетка Травы полевые
 3.126. А. П. Миловзоров. Фрагмент решетки Травы полевые
3.126. А. П. Миловзоров. Фрагмент решетки Травы полевые

Большая программная работа - четыре решетки для Киевской Государственной филармонии, выполнена в 1980- 1981 гг. кузнецамих-удожниками А.П. Миловзоровым и О.И. Стасюком. На рис. 3.125 представлена одна из этих решеток - "Травы полевые". Декоративное ограждение высокого проема (3,5 м) состоит из неподвижной рамы и двух створов. Решетка имеет ряд особенностей. В ограждении проема нет обычной контурной рамы. Рама установлена в середине проема, на ней укреплены четыре петли створов и она внутри заполнена богатым кованым узором, состоящим из изображений полевых трав. В верхней части проема орнамент трав свободно заходит на оштукатуренную стену. Створы также не имеют замкнутой рамыконтура и в верхней своей части кованые травы свободно парят в воздухе.

Между створами предусмотрен широкий зазор; композиционный рисунок всей решетки учитывает не только плотное заполнение растительным орнаментом створов и рамы, но и контрформу (просветы) рисунка. Просветы также тщательно продуманы,, проходят тремя узкими полосками вверх и завершаются неопределенным пространством над створами и по двум сторонам неподвижной рамы. Есть еще одна интересная деталь в этой работе. При беглом взгляде решетка симметрична и ее левая часть кажется соответствует правой. Однако это не так, при внимательном изучении их отличие становится очевидным - они совсем неодинаковы и по числу цветов, и даже по форме листьев. Характер ковки, широкое использование электросварки при изготовлении решетки, а также относительные сечения примененных полос и стержней показаны на крупной детали, воспроизведенной на рис. 3.126.

 3.127. В. М. Атрашкевич. Решетка Грюнвальд
3.127. В. М. Атрашкевич. Решетка Грюнвальд

Художественные работы кузнецов - это творчество, недаром многие из них являются членами творческого Союза художников. Каждой серьезной работе предшествуют долгие раздумья, эскизы, а если тема заказа историческая, то и поиски необходимой информации в библиотеках или архивах. Мастеру В.М.Атрашкевичу предстояло создать решетки для музея в Гродно на тему "Грюнвальдская битва". Из истории известно, что в 1410 году около деревень Грюнвальд и Танненберг войска немецкого Тевтонского ордена были окружены и разгромлены польсколитовско-русской армией. Эта грандиозная битва положила предел продвижению немцев на Восток. В тот год со всех уголков близлежащих славянских земель каждый город, каждая деревенька посылали на битву своих воинов с оружием - собрали 40 хоругвей (полков). Это история, но художнику нужен образ.

Вот как описывает свои раздумья Атрашкевич: "... с какой стороны подступиться, где оно, то единственное правильное решение? Аналогов нет! Представил себе утро. Тишина. Дымкой стелется над землей туман и откуда-то издалека слышится нарастающий топот копыт. Он растет, все громче и громче, и уже ощущаешь эту огромную, несущуюся черную лавину, которая сметает все на своем пути. Наверное так и начиналась битва. И как промчавшаяся масса лошадей оставляет на земле следы подков, так и Грюнвальдская битва оставила неизгладимый след в истории. В решетке как бы зафиксировался фрагмент битвы. В середине решетки ритм подков смещен и, чтобы усилить движение, стрелы направлены навстречу друг другу ... Главную свою задачу вижу в создании сложного ассоциативного образа, в поиске выразительности формы, через метафору, символ пытаюсь выразить идею" (рис. 3.127 и 3.128).

 3.128. В. М. Атрашкевич. Фрагмент решетки Грюнвальд
3.128. В. М. Атрашкевич. Фрагмент решетки Грюнвальд

Современные художественные изделия из металла весьма разно-образны, как по образу создаваемых произведений, так и по технологии обработки металла. При их изготовлении зачастую широко используют токарные станки, сварку, напыление и др. Многие решетки делают из стандартных профилей коробчатого сечения. При этом выполняют изделия как чисто декоративного, так и строго конструктивистского направления. В качестве примеров приведем две решетки куз-нецахудожника С.А. Скромблевича. Решетка, выполненная для столовой института геологоразведывательной экспедиции в Минске, заполняет узкий проем между широкими пилонами и имеет вертикальное композиционное решение, напоминающее средневековые витражи. Ее особенностью является включение в плоскость орнамента медных объемных элементов типа "юла". Использовано две разновидности -большие и малые, при этом места расположения в рисунке орнамента больших медных вставок и их число постоянны, малых переменны. Решетки гнутые из стальных стержней квадратного сечения, вставки выполнены выколоткой, обе половинки спаяны, часть стержней торсирована, соединения элементов выполнены сваркой (рис. 3.129 и 3.130).

 3.129. С. А. Скромблевич. Оформление зала столовой, г. Минск
3.129. С. А. Скромблевич. Оформление зала столовой, г. Минск
 3.130. С.А. Скромблевич. Решетка заполнения проема в столовой, г. Минск
3.130. С.А. Скромблевич. Решетка заполнения проема в столовой, г. Минск

Решетки дверей минской гостиницы "Беларусь" выполнены, исходя из иных принципов. В основу положен свободный ритм стальных вертикальных стержней, который перебивается плоскими квадратными вставками из алюминия, латуни и меди (рис. 3.131 и 3.132).

 3.131. С.А. Скромблевич. Решетка двери гостиницы Беларусь
3.131. С.А. Скромблевич. Решетка двери гостиницы Беларусь
 3.132. С.А. Скромблевич. деталь решетка двери гостиницы Беларусь
3.132. С.А. Скромблевич. деталь решетка двери гостиницы Беларусь

Вставки разрезаются наискось и соединяются открытым сварным швом, который в этом случае является декоративным элементом решетки, - такой своеобразный брутализм. Несколько иначе изготовлена О.В. Боньковским решетка для львовского техникума. Для нее использованы заготовки трех типов: два диска разных диаметров и скоба с завитками на концах. Эти заготовки смонтированы на каркасные сетчатые рамы с прямоугольными и квадратными ячейками. Поскольку решетка предназначена для кабинета технической информации, в дверь вмонтирован кованый диск с изображением четырех стилизованных магнитофонных катушек (рис. 3.133 и 3.134).

 3.133. О.В. Боньковский. Декоративная перегородка Львовского техникума пищевой промышленности
3.133. О.В. Боньковский. Декоративная перегородка Львовского техникума пищевой промышленности
 3.134. О.В. Боньковский. Фрагмент декоративной решетки Львовского техникума пищевой промышленности
3.134. О.В. Боньковский. Фрагмент декоративной решетки Львовского техникума пищевой промышленности

Две решетки Л.Р. Вирбицкаса - это примеры изделий, позволяющих широко использовать современное кузнечное оборудование. Предварительно заготовленные, абсолютно одинаковые детали закрепляются в ячейках каркаса.В первом случае компоновка объемна, так как ромбические изогнутые элементы, составляющие решетку, монтируются попарно вогнутой стороной наружу и внутрь пространства коридора (рис. 3.135).

 3.135. О.В. Боньковский. Декоративная решетка
3.135. О.В. Боньковский. Декоративная решетка

Во втором случае также одинаковые, только более сложной конфигурации, элементы монтируются в сетке каркаса с квадратными ячейками (рис. 3.136). Декоративная перегородка В. Ярутиса в основе своей представляет такую же систему монтажа заранее заготовленных деталей (рис. 3.137). Разница только в том, что сами детали объемны и значительно усложнен принцип их монтажа. Строго квадратная сетка каркаса обеспечивает единообразие и повторяемость рисунка решетки. Детали монтируются с обеих сторон каркаса, но со сдвигом рисунка одной стороны по отношению к другой. Это создает сложную комбинацию завитков деталей и при взгляде на решетку под углом она представляется скульптурно-объемной.

 3.136. Л.Р. Вирбицкас. Декоратианая перегородка
3.136. Л.Р. Вирбицкас. Декоратианая перегородка
 3.137. В. Ярутис. Декоратианая перегородка
3.137. В. Ярутис. Декоратианая перегородка

Две решетки В.А. Михайлюка (рис. 3.138 и 3.139) диаметрально противоположны по своему решению. При взгляде на разделительные решетки в кафе минского автовокзала "Восточный" первое, что бросается в глаза, это их индустриальность, своеобразная "машинность" создаваемого образа. Кажется, что все детали отштампованы в заводских условиях и смонтированы на стальном каркасе. К сожалению, оборудование кузниц отдельных мастеров не всегда позволяет обеспечить необходимую механизацию отдельных процессов и, как и в данном случае, решетки выполнены ручной ковкой, исключение составляют 32 полусферы для каждой решетки, изготовленные из листовой меди на давильных станках.

 3.138. В.А. Михайлюк. Разделительная перегородка кафе автовокзала Восточный, г.Минск
3.138. В.А. Михайлюк. Разделительная перегородка кафе автовокзала Восточный, г.Минск
 3.139. В.А.Михайлюк. Решетчатал дверь бара учебного центра Алгоритм
3.139. В.А.Михайлюк. Решетчатал дверь бара учебного центра Алгоритм

Решетка двери бара минского учебного центра "Алгоритм" имеет классически ясную структуру - широкую не открывающуюся панель над дверными проемами и две створки, заполненные орнаментом из пересекающихся колец, в которые вставлены квадратные медные пластины с объемным декоративным чеканным рисунком. Таких пластин двадцать и ни одна из них не повторяется по рисунку, при полном зрительном единстве дверей каждая вставка индивидуальна. Кольца - из стальной полосы (50 х 8), свернуты на вальцах, рама - из прямоугольной стальной трубы (25 х 50), цилиндрические элементы с шарами - медь, обработка давлением и набивка фактуры пуансоном по форме.

Совершенно своеобразный образный мир представляют интерьерные решетки Л.И. Быкова. Рыцарьромантик кузнечного дела, он всегда узнаваем в своих работах. Высокая металлическая решетка для дверного проема Дома культуры МВД в Москве откована Быковым в характерной для него манере. Композиции из цветов, листьев, трав и ветвей - любимые мотивы его произведений, и в этой работе в строгую геометрическую раму створок включена вольная вязь растительного орнамента. Свободные в своем развитии ветви то ограничены заключающей их рамой, то выходят за ее пределы. Решение створок дверного проема вообще не имеет аналогов в кузнечном искусстве -обвязка створки, идущая по оси проема доходит до центрального круга и исчезает, растворяется в растительном орнаменте и, только открыв створку, вы обнаружите место разъема (рис. 3.140 и 3.141).

 3.140. Л.И. Быков Решотчатая дверь
3.140. Л.И. Быков Решотчатая дверь
 3.141. Л.И.БЫКОВ. Фрагмент решетчатой двери в ДК МВД
3.141. Л.И.БЫКОВ. Фрагмент решетчатой двери в ДК МВД
 3.142. Л.И.БЫКОВ. Декоративная перегородка Дерево жизни
3.142. Л.И.БЫКОВ. Декоративная перегородка Дерево жизни

Высокая решетка "Дерево жизни" установлена в каюткомпании плавбазы "Алексей Чуев" (рис. 3.142 и 3.143).

 3.143. Л.И.БЫКОВ. фрагмент декоративной перегородки Дерево жизни
3.143. Л.И.БЫКОВ. фрагмент декоративной перегородки Дерево жизни

О замысле, о рождении самой идеи создать такую решетку рассказывает Л. Быков: "... Сложный был заказ ... Предлагалась морская тематика ... Но ... у меня есть товарищи среди рыбаков, месяцами не бывают они дома и так скучают по берегу, по земле, что во сне видят лес, птиц, траву ... Вот я и решил сделать для них что-то теплое, земное ..." Действительно, он создал из стали дерево, на его ветвях - птицы счастья и, хотя на ветвях нет ни одного листика, создается такое впечатление, что изображено цветущее дерево. От его корней отходят побеги, их много, они маленькие, средние и высокие, как дети и родители, как процесс развития, созидания чего-либо, как творчество - от идеи до законченного произведения. Много ассоциаций может возникнуть при взгляде на эту решетку, потому что она, как всякое произведение большого искусства, неоднозначна, в ней нет повторяющихся частей, она вся во внутреннем движении.

« предыдущая оглавление следующая »

Поделиться:


Советуем прочитать:

up