Художественные изделия из металла

Как правило, художественные изделия из металла в интерьере общественного здания при относительно небольших размерах имеют тесную связь с общим архитектурным решением здания или по своей тематике связаны с историей города или здания, театра, кафе, музея или другого помещения. Кузнецом Ю.Н. Бородиным в 1971 году выполнены два декоративных украшения для драматического театра г. Владимира. Первое из них представляет собой три медных диска диаметром 70 см, свисающих на кованых стальных подвесках (рис. 3.26).

  3.26. Ю.Н.Бородин. Декоративное украшение Драматического театра г. Владимира
3.26. Ю.Н.Бородин. Декоративное украшение Драматического театра г. Владимира

Владимир - древний город, в XII веке - политический центр Руси и естественно было связать орнаментальную чеканку по меди с характером архитектурного декора знаменитых владимирских соборов. Крупные, исполненные на весь диск, грифон, птица и орнамент по своему рисунку соответствуют рельефам на соборах древних храмов города, как нельзя лучше напоминают о великом расцвете искусства в северных славянских княжествах. Второе украшение связано с обожествляемым славянами солнцем и представляет собой композицию, основанную на окружностях, выполнено оно в манере скани. В центре круга чеканкой изображен сказочный лик солнца, вокруг которого расположены двенадцать знаков зодиака - символов созвездий, соответственно числу месяцев в году (рис. 3.27).

  3.27. Ю.Н. Бородин. Декоративное украшение Солнце
3.27. Ю.Н. Бородин. Декоративное украшение Солнце

Искусство изготовления художественных изделий из металла тесно связано с национальными приемами как ковки, так и композиционных решений. И это естественно, ведь кузнечное ремесло в каждом народе имеет древние традиции, которые передавались из поколения в поколение. Своеобразны и значительно отличаются от изделий других регионов работы литовских кузнецов. Особый раздел художественного кованого металла прибалтийских мастеров представляют так называемые "Солнышки" и "Дерево жизни". На рис. 3.28 и 3.29 показаны кованые изделия из экспозиции музея Чюрлениса в Каунасе. Работы, выполненные Витаутасом Ярутисом, объединены одной темой, но совершенно различны по своему композиционному решению. Перед нами, как писал Витаутас Петкявичюс,"... произведения настоящего искусства, которые поражают монументальностью и в то же время необыкновенной грациозностью кованых линий и непривычной в нашем искусстве мужской сдержанностью, которые добыл художник из металла, приложив к нему вдохновенную руку и сердце".

  3.28. В. Ярутис, экспонаты музея Чурлениса в г.Каунасе
3.28. В. Ярутис, экспонаты музея Чурлениса в г.Каунасе
 3.29. В. Ярутис. Фрагмент экспозиции музея Чюрлениса
3.29. В. Ярутис. Фрагмент экспозиции музея Чюрлениса

Все три работы имеют симметричное построение, главный декоративный элемент - круглое солнышко-цветок, ось симметрии проходит вдоль вертикального стержня, который каждый раз по-разному компонуется с цветком (рис. 3.30). В первом случае цветок-солнышко завершает композицию; во втором - вертикальный стержень прерывается в центре цветка, затем продолжается от верхней границы окружности; в третьем - вертикальный стержень проходит насквозь, разрезает цветок на две половины и проходит выше, завершаясь изображением пламени. Эти работы выполняются кузнечным способом, без применения сварки. Большое внимание при изготовлении уделяется декоративной отделке - горячей и холодной насечке, гравировке, огранке.

 3.30. Схемы композиционного решения солнышек
3.30. Схемы композиционного решения солнышек

В свои простые по форме и сложные по содержанию работы В.Ярутис закладывает глубокий смысл. Характерным примером может служить герб "Юность", выполненный им для средней школы г. Алитуса. В этом произведении аллегорически отображена жизнь человека от рождения до его юности, хотя изображен - цветок. Плотное, массивное основание у маленького ростка-цветка, две массивные ветви, как ладони родителей, охраняют жизнь ребенка. Вот он окреп и зажглось пламя юной мечты, пламя веры в себя, в свое предназначение. Все это отражено в гербе "Юность" (рис. 3.31).

 3.31. В. Ярутис. Герб Юность
3.31. В. Ярутис. Герб Юность
 3.2. А.П. и Р.А.Сташкусы. Солнышко - композиция 1
3.2. А.П. и Р.А.Сташкусы. Солнышко - композиция 1

В теме "Солнышки" прибалтийские кузнецы находят неиссякаемый источник вдохновения, при этом декоративные элементы композиции не повторяются. На рис. 3.32 - 3.35 приводятся работы кузнецов

 3.33. А.П. и Р.А.Сташкуоы. Солнышко - композиция 2
3.33. А.П. и Р.А.Сташкуоы. Солнышко - композиция 2
 3.34. А.П. и Р.А.Сташкусы. Солнышко - композиция 3
3.34. А.П. и Р.А.Сташкусы. Солнышко - композиция 3
 3.35. А.П. и Р.А.Сташкусы. Декоративное настенное украшение
3.35. А.П. и Р.А.Сташкусы. Декоративное настенное украшение

А. и Р. Сташкусов и на рис. 3.36 - 3.38 - работы С. Бабикаса. В данном случае это настенные декоративные структуры для жилых помещений. Художественные изделия из кованого металла часто служат для украшения стен интерьеров общественных помещений.

 3.36. си. Бабикас. Декоративный элемент 1
3.36. си. Бабикас. Декоративный элемент 1
 3.37. СИ. Бабикас. Декоративный элемент 2
3.37. СИ. Бабикас. Декоративный элемент 2
 3-38. СИ. Бабикас. Декоративный элемент 3
3-38. СИ. Бабикас. Декоративный элемент 3

Путевые стены станции "Пушкинская" Харьковского метрополитена украшены настенными декоративными композициями из стали. Одна из них воспроизводится на рис. 3.39 и 3.40. Это букет цветов, перевязанный лентой в овальной раме. Композиция выполнена кузнецами А.И. Биловолом и А.И. Литвиным по эскизам Е.Е. Соловьева. Этими же кузнецами изготовлены декоративные блюда для пансионата "Металлург" в Донецкой области. Композиции крупные, диаметром 80 см, с изображениями цветов, медуз, рыб. Наибольший интерес вызывает блюдо с декоративной, условно исполненной рыбой. Пластически выразительны откованные из листовой стали водяные растения, а из катанки -колосья (рис. 3.41).

 3.39. А. И. Биловол, А. И. Литвин, Декоративная композиция на станции Пушкинская Харьковского метрополитена
3.39. А. И. Биловол, А. И. Литвин, Декоративная композиция на станции Пушкинская Харьковского метрополитена
 3.40. А. И. Биловол, А. И. Литвин. Фрагмент декоративной композиции на станции Пушкинская Харьковского метрополитена
3.40. А. И. Биловол, А. И. Литвин. Фрагмент декоративной композиции на станции Пушкинская Харьковского метрополитена
 3.41. А. И. Бияовоп, А. И. Литвин. Декоративная композиция пансионата Металлург (Урзуф, Донецкой обл.)
3.41. А. И. Бияовоп, А. И. Литвин. Декоративная композиция пансионата Металлург (Урзуф, Донецкой обл.)

Большой раздел художественного кованого металла составляют камины и каминные приборы. Камин - пристенная открытая печь с прямым дымоходом, в последние 20 - 30 лет все чаще стал применяться в домах индивидуального строительства, в загородных резиденциях, в творческих мастерских и т.п. Внешней отделке камина заказчики уделяют наибольшее внимание, так что без украшений (кованых, чеканных и др.) здесь не обойтись. Примером наиболее богато отделанного камина можно считать работу В.А. Васильева и А.Л. Захваткина (рис. 3.42).

 3.42. В.А. Васильев, А. Л. Захваткин. Декоративная облицовка камина
3.42. В.А. Васильев, А. Л. Захваткин. Декоративная облицовка камина

Особой любовью кузнецов пользуются каминные приборы. Каких только форм не придумывали мастера для каминных приборов, каких только изделий не выполняли! Здесь и каминные решетки, и вытяжные зонты, и дровницы, и вешалки для приборов совков, щеток, клещей, кочерег и др. Приборы могут висеть не только на отдельно стоящей, но и на настенной вешалке. В качестве примера можно привести работу мастера из Екатеринбурга В.А. Осинцева (рис. 3.43 и 3.44). Концы ручек изогнуты или торсированы. Стойка-вешалка каминных приборов К.В. Шацкого завершается подсвечником и гнутыми в спирали стержнями, приборы выполнены из прутка квадратного сечения, а при изготовлении их ручек по середине каждой грани дана разрубка и выполнено скручивание (рис. 3.45).

 3.43. В. А. Осинцев. Настенный каминный набор
3.43. В. А. Осинцев. Настенный каминный набор
 3.44. В.А. Осинцев. Фрагмент настенного каминного набора
3.44. В.А. Осинцев. Фрагмент настенного каминного набора
 3.45. К.В. Шацкий. Каминный набор
3.45. К.В. Шацкий. Каминный набор

Еще более сложна стойка-вешалка каминных приборов кузнеца В.Л. Дерягина. Здесь сама стойка объемная и состоит из пяти частично торсированных стержней. Рукоятки приборов выполнены в виде "шишек". Стойка тоже завершается подсвечником (рис. 3.46).

 3.46.ВЛ. Дерягин. Фрагмент каминного набора с подсвечником
3.46.ВЛ. Дерягин. Фрагмент каминного набора с подсвечником

Своеобразны и необычны изделия для каминов, выполненные О.В. Боньковским. Он остро чувствует новые возможности чисто кованого металла, легко переключается на современную технологию его обработки: рубку, применение автогена, электросварки, затем вновь возвращается к свободной ручной ковке. Так им выполнены приведенные на рис. 3.47 и 3.48 каминные приборы со стойками-подсвечниками: первый - с головой быка, второй - с птицей, держащей в клюве розетку со свечой. Интригующе сделаны и каминные приборы, они - как шпаги и, вдруг - на конце одного из них словно кусок податливого материала изогнут в совок и закреплен крючками стальной лист (рис. 3.49).

 3.47. О.В. Боньковский. Каминные приборы Бык
3.47. О.В. Боньковский. Каминные приборы Бык
 3.48. О.В. Боньковский. Каминные приборы птица
3.48. О.В. Боньковский. Каминные приборы птица
 3.49. О. В. Боньковский. Приборы для камина
3.49. О. В. Боньковский. Приборы для камина

В состав каминных принадлежностей входят и решетки, непосредственно соприкасающиеся с огнем. Решетки - довольно сложные изделия. Они отличаются рисунком, примененными материалами, технологией изготовления и художественным решением. Небольшая каминная решетка О.В. Боньковского откована в виде трепещущих языков пламени, склепана из разнообразных по форме заготовок, вырезанных из листовой стали с последующей ковкой, разрубкой и гибкой элементов. Заклепки у основания решетки играют не только технологическую, но и декоративную роль (рис. 3.50).

 3.50. О. В. Боньковский. Решетка для камина
3.50. О. В. Боньковский. Решетка для камина

Вторая решетка также выполнена Боньковским, она не натуралистична, но в ней угадывается связь с клубами дыма, огня, со сказочными птицами, или чем-то фантастическим, в ней нет конкретного образа - и в этом ее прелесть. Решетка выполнена из прокованных прутков квадратного сечения, элементы соединены сваркой, стыки скрыты массивными скобами (рис. 3.51).

 3.51. О. В. Боньковский. Решетка для камина
3.51. О. В. Боньковский. Решетка для камина

Аналогичная тема была использована кузнецом из г. Кумайри Л.В. Агабабяном. Решетка выполнена в виде двух открывающихся створок, откованных из гнутых полос со спиральными завитками. В металле выполнен и сам каминный проем. Работа лаконична и изящна в своем решении (рис. 3.52).

 3.52. Л.В.Агабабян. Фрагмент камина с решеткой
3.52. Л.В.Агабабян. Фрагмент камина с решеткой

Обращение к народным формам и приемам, позволяющим выразить пластические свойства металла, всегда благотворно сказывалось на качестве изделий кузнечного искусства. Камин, каминные решетки и приборы Ю.Г. Карапетяна несут в себе черты народных традиций (рис. 3.53 - 3.56). Каждая композиция, каждое изделие интересны как с конструктивной точки зрения, так и по технике исполнения. Наиболее сложная из них - каминная решетка-подсвечник, в ней выделен каждый элемент композиции, не скрывается, а рельефно подчеркивается то, что она кованая.

 3.53. Ю.Г.Карапетян. Решетка камина 1
3.53. Ю.Г.Карапетян. Решетка камина 1
  3.55. Ю.Г.Карапетян. Решетка камина 2
3.55. Ю.Г.Карапетян. Решетка камина 2
 3.56. Ю.Г.Карапетян. Решетка камина 1
3.56. Ю.Г.Карапетян. Решетка камина 1

Тщательно выбран угол наклона основной рамы. В самом деле, будь он меньше или больше решетка много потеряла бы в своей выразительности. Следует отметить гармонично подобранную толщину стержней в различных элементах композиции. В целом решетка это несомненная удача мастера (рис. 3.54).

 3.54. Ю.Г.Карапетян. Решетка камина 3
3.54. Ю.Г.Карапетян. Решетка камина 3

Технические и технологические стороны работы при решении формы предметов имеют давние прочные традиции, тем не менее каждый художник ищет новые приемы при создании своих изделий. Его работы находятся в окружении неизбежно возникающего нового, присущего данному времени, таким образом создается естественная зависимость рождения новой формы, так как она должна быть созвучной современному интерьеру. Рассмотрим камин с набором всех необходимых принадлежностей, выполненный братьями Панченко (рис. 3.57 - 3.59).

 3.54. Ю.Г.Карапетян. Решетка камина 3
3.54. Ю.Г.Карапетян. Решетка камина 3
 3.57. Д.Ю. и Л.Ю.Панченко. Камин
3.57. Д.Ю. и Л.Ю.Панченко. Камин
 3.58. Л.Ю. Панченко. Решетка для камина
3.58. Л.Ю. Панченко. Решетка для камина
 3:59. Д.Ю. и Л.Ю Ланченко. Набор для камина
3:59. Д.Ю. и Л.Ю Ланченко. Набор для камина

В подчеркнуто упрощенных формах камина основными декоративными элементами являются стальные стержни с поперечной насечкой. Именно поперечная насечка, эта открытость приемов обработки металла последовательно проводится как принцип декора во всех изделиях. Крепление вытяжного зонта, сам камин, дровница, стойка-вешалка и каминные приборы имеют стержни, нарочито обработанные поперечной насечкой, что создает единство всего ансамбля, своеобразную новизну форм. Тщательно продумана асимметричная композиция и пропорциональные соотношения всех элементов. Вытяжной зонт не симметричен, не симметричны и его подвески - декоративные крюки и тяги с проушинами. Асимметрично решена жаровня, а также стойка-вешалка с каминными приборами. Такая последовательность в структуре всех частей камина и в его декоре приводит к единству целого.



« предыдущая оглавление следующая »

Поделиться:


Советуем прочитать:

up