Идея семьи в художественной ковке

Идея семьи заложена в композиции из трех сосудов "Мама, папа и я". По существу исходная форма одна - колокол, но обыкновенными несложными средствами мастер создает определенные образы. Например "Мама" - поверхность чистая, ласковая, форма женственная по размерам, по мягким линиям. А вот "Папа" - по размерам крупнее, очертания мужественные, с бородой, выполненной условно - чеканным рельефом. Ну а "Я" - "ребенок", легкий, стройный, беззаботный. И когда смотришь на эти сосуды, стоящие рядом, появляется ощущение какого-то единства, семьи. От этих, казалось бы абстрактных форм, веет тесной связью с жизнью (рис. 5.60).

  5.60. Е.М.РЫСИН. Композиция Мама, папа и я
5.60. Е.М.РЫСИН. Композиция Мама, папа и я

Е. Рысин пишет: "... любовь к природе, к животному миру пробудила у меня желание каким-то образом увести зрителя в лес, туда, где пахнет опавшими мокрыми листьями, и я создал два сосуда яйцеобразной формы. "Он" - крупнее, "Она" - поменьше, наверху сосуды завершаются крышечками, условно изображающими мордочки каких-то, столь же условных, животных - это композиция "Лесная сказка".

Сосуд "Он" имеет "шубу" из остроконечных конусообразных элементов (их в изделии более тысячи!), корпус - из меди, конусообразные элементы - из латуни и крепятся к корпусу на резьбе, такие же конусообразные, но больших размеров, ножки, наверху, на крышке сосуда, корона из вытянутых конусообразных элементов. Получилось фантастическое животное. Во втором сосуде - "Она" конусы заменены шариками и корона - из удлиненных шариков-овалов. Ножки также в виде шариков. Два "зверька" стоят и смотрят друг на друга, как бы беседуют. Может быть о нас?" (рис. 5.61).

  5.61. Е.М.РЫСИН. Композиция Лесная сказка
5.61. Е.М.РЫСИН. Композиция Лесная сказка

Довольно часто современные художники-кузнецы выполняют декоративные композиции, в которых в той или иной степени нет реалистического отражения окружающего нас мира. Весь внутренний строй этих работ проникнут стремлением увести зрителя за пределы физически изображенного в данной композиции, продолжить ее жизнь в воображении и чувствах человека, сказать нечто большее от себя и о себе. Работа О.В. Боньковского "Сухая ветка" - выполнена ручной ковкой без применения сварки. Мастер любуется формой, фактурой поверхности металла, которую он принимает под ударами ручника. Кузнец поворачивает стержни под разными углами к свету, расплющивает, скручивает, сводит на острие. Игра света и тени, металлический блеск на гранях имеют для автора в этой работе первостепенное значение (рис. 5.62).

  5.62. О.В.Боньковский. Композиция Сухая ветка
5.62. О.В.Боньковский. Композиция Сухая ветка

Декоративные композиции Д.Ю. и Л.Ю. Панченко абстрактны, в них авторы затрагивают такие широкие понятия, как пластика форм, природа, музыка... Три их работы тесно связаны между собой (рис. 5.63-5.65).

  5.63. Д.Ю. и Л.Ю.Панченко. Пластическая композиция
5.63. Д.Ю. и Л.Ю.Панченко. Пластическая композиция

В первой работе "Весна" авторы ведут поиски выразительности не плоскости, не телесности, а линии. В линейном решении делается попытка отразить ощущение весны, появления на дереве новых весенних ростков, новой жизни, еще слабой физически, но сильной в своем стремлении вверх, к свету. Вторая - "Пластическая композиция" как бы исследует выразительные возможности беспредметной пластики металла.

В ней рассматриваются не только материальные плоскости, стержни, расклей, утолщения, но и пространство между ними как элемент композиции - вначале узкое, затем широкое и, наконец, беспредельное. В третьей композиции - "Музыка" находки двух предыдущих соединяются вместе, дается абстрактное выражение в пластике металла сложного, но столь же абстрактного искусства музыки. Практически те же вопросы, но в более телесных формах, решаются мастерами в композициях, приведенных на рис. 5.66 и 5.67 - "Пластическая композиция на черном камне" и "Вечерняя мелодия для струнного квартета".

  5.64 Д.Ю. и Л.Ю.Паиченко. Пластическая композиция Весна
5.64 Д.Ю. и Л.Ю.Паиченко. Пластическая композиция Весна
  5.65. Д.Ю. и Л.Ю.Панченко. Пластическая композиция Музыка
5.65. Д.Ю. и Л.Ю.Панченко. Пластическая композиция Музыка
  5.66. Д.Ю.И Л.Ю.Панченко. Пластическая композиция на черном камне
5.66. Д.Ю.И Л.Ю.Панченко. Пластическая композиция на черном камне
  5.67. Д.Ю. и Л.Ю.Панченко. Пластическая композиция Вечерняя мелодия для струнного квартета
5.67. Д.Ю. и Л.Ю.Панченко. Пластическая композиция Вечерняя мелодия для струнного квартета

Н.Е. Марченко откована декоративная композиция "Лесная песня", соединяющая в себе элементы изображения кроны дерева, очертания птицы, пламени. Автор обращает внимание на шар в центре композиции, как изначальную форму - яйцо, яблоко... Может быть это сказочная птица феникс, в огне возрождающая себя - символ вечного возрождения жизни? (рис. 5.68 и 5.69).

  5.68. Н.Е.Марченко. Декоративная композиция Лесная песня
5.68. Н.Е.Марченко. Декоративная композиция Лесная песня
  5.69. Н.Е. Марченко. Фрагмент декоративной композиции Лесная песня
5.69. Н.Е. Марченко. Фрагмент декоративной композиции Лесная песня

Работа В.А. Михайлюка "Пучина" основана на символах: тонущий парусник с мачтой в виде креста, символ - окружность с зубьями, как разинутая пасть, символ - девять острых ромбов - девятый вал. Вся композиция подчинена главному - передать ощущение беды (рис. 5.70).

  5.70. В.А.Михайпюк. Пучина
5.70. В.А.Михайлюк. Пучина

В декоративной пластике Л. Вирбицкаса "Юрий" решаются две разнохарактерные задачи - смысловая и чисто художественная, композиционная. Смысловая - мать и рядом ребенок на игрушечном коне, в ее воображении он уже взрослый наездник. Композиционная - контраст стержней и плоскостей с включением пространства между ними как равноценного элемента произведения (рис. 5.71).

  5.71. Л.Вирбицкас. Композиция Юрий
5.71. Л.Вирбицкас. Композиция Юрий

Интересно и с большим мастерством выполнены Ю.Г. Зандерсонсом композиции, приведенные на рис. 5.72 и 5.73. Первая - "Старый замок" (50X35x15 см) построена на ассоциациях, здесь нет ничего конкретного, но есть напоминания о воротах, опускающихся решетках, подъемных устройствах, каминах, башнях, стенах 4« пр. Композиция компактна, разнообразна по формам, в то же время состоит из нескольких повторяющихся элементов. Вторая -"Музыка" (40x20x20 см) также не содержит ничего конкретного, с прямым адресом, вместе с тем четыре черных кованых элемента, соединенные вместе, при любом повороте напоминают очертания корпуса смычковых музыкальных инструментов, а помещенные в центре композиции никелированные тонкие стержни ассоциируются со струнами.

  5.71. Л.Вирбицкас. Композиция Юрий
5.71. Л.Вирбицкас. Композиция Юрий
  5.72. Ю.Г.Зандерсонс. Старый замок
5.72. Ю.Г.Зандерсонс. Старый замок
  5.73. Ю.Г.Зандерсонс. Музыка
5.73. Ю.Г.Зандерсонс. Музыка

Завершая рассмотрение композиций, нельзя не остановиться на комбинированном типе решений, получивших Широкое распространение в нашей стране в 1970 - 1980-е годы. В них активно используются разнообразные способы обработки металла и различный материал: ковка, выколотка, пайка, сварка, объемный и листовой металл, проволока и т.п. Чаще всего мастера применяют сталь, алюминий, медь, латунь. Это в основном небольшие по размерам произведения, не влияющие на характер интерьера, как, например, люстра, камин или кованая решетка. Они могут быть в жилом или. общественном помещении как украшения, могут быть частью коллекции или экспонатом музейной экспозиции. Почти во всех работах присутствуют изображения человека. Декоративные фигурки "Рыбаки" Ю.Н. Бородина по своим формам и доброму юмору напоминают деревянные резные или токарные изделия народных промыслов северных и среднерусских районов (рис. 5.74).

  5.74. Ю.Н.Бородин. Рыбаки
5.74. Ю.Н.Бородин. Рыбаки

Эти небольшие, высотой всего 7-10 см изделия откованы из меди. Подсвечник "Кариатида", высотой 40 см, и композиция "Лучник", высотой 102 см, откованы О.В. Боньковским из стали. Оба произведения привлекают внимание тем, что здесь отброшены все лишние детали и максимально подчеркнута сосредоточенность человеческих фигур на основном изображенном движении - восприятии тяжести и натяжении лука (рис. 5.75 и 5.76).



« предыдущая оглавление следующая »

Поделиться:


Советуем прочитать:

up