Геометрические фигуры в элементах ковки

Современные мастера декоративно-прикладного искусства, работающие с металлом, часто обращаются к композициям из геометрических фигур. Такой орнамент дает возможность активно использовать прокат стандартного профиля, широко применять электродуговую или газовую сварку. В.А. Михайлюком выполнены низкая ограда мемориала в Минске (материал - сталь, кованая медь) и ворота Дворца культуры и спорта железнодорожников. Сложная композиция ворот имеет одну особенность - она постоянно меняется в зависимости от угла зрения. Ворота выполнены из стальных стержней и полос пяти различных сечений. Контраст между коробчатыми сечениями и полосой "на ребро" настолько велик, что по фасаду видны только тонкие вертикальные стержни и крупный пояс из геометрических фигур в средней части ворот. При взгляде сбоку картина резко меняется, выявляется густая сеть нанизанных на стержни прямоугольников. Ограда изготовлена в основном с помощью слесарных операций (рис. 4.58 - 4.60).

  4.58. В.А.Михайлюк низкая ограда
4.58. В.А.Михайлюк низкая ограда
  4.59. ВХМихайлюк. Ворота Дворца культуры и спорта железнодорожников в г. Минске
4.59. ВХМихайлюк. Ворота Дворца культуры и спорта железнодорожников в г. Минске
  4.60. В.А.Михайлюк. Фрагмент ворот Дворца культуры и спорта железнодорожников
4.60. В.А.Михайлюк. Фрагмент ворот Дворца культуры и спорта железнодорожников

К композициям из геометрических фигур близки современные решения, в которых путем различных комбинаций одинаковых деталей можно получить множество различных изделий из металла. Л. Вирбицкас изготовил ограду (рис. 4.61) из совершенно одинаковых объемных элементов, представляющих собой втулку и два выступающих рога. При монтаже элементы, как шашлык на шампур, насаживаются на стойки, а выступы склепываются попарно. Вариаций на данную тему может быть сколько угодно, так как решение индустриально и позволяет широко использовать ЭВМ при поисках наиболее рациональной формы всех элементов, минимального числа типов и сечений, в поисках наиболее экономного расхода материалов. Для производства отдельных составных частей ограждений такого типа можно использовать станки-автоматы.

  4.61. Л.Р.Вирбицкас. Ограда из объемных элементов
4.61. Л.Р.Вирбицкас. Ограда из объемных элементов

Рижский мастер Ю. Зандерсонс создал ворота, рисунок которых сформирован из ряда одинаковых, повторяющихся деталей. В композиционном решении значительную роль играют нюансы, детали, не бросающиеся в глаза - два типа толщин прямых стержней и 32 маленьких прямоугольных просвета в местах самого большого утолщения элементов орнамента (рис. 4.62).

  4.62. Ю.Г.Зандерсонс. Ворота
4.62. Ю.Г.Зандерсонс. Ворота

Обращение к опыту дизайна может неограниченно увеличивать число вариантов подобных решений. Декоративная решетка Выставочного зала в г. Туле, которую изготовил кузнец Ю.Н. Орудии (рис. 4.63), имеет в своей основе диагональную сетку из широкой стальной полосы "на ребро" с квадратной ячейкой 55 х 55 см. Общие размеры решетки 3,8 X 2,4 м. Ячейки двух типов, в каждую из них вмонтированы кованые широкие стальные полосы. Они либо пересекаются, либо соприкасаются друг с другом. Перемещая ячейки в заранее задуманном порядке,можно получить самые различные сочетания, рисунки орнамента объемной решетки. И эта решетка, в зависимости от угла зрения, выглядит совершенно по-разному (рис. 4.64), она и воспринимается в трех измерениях. То, что она может состоять не из одного элемента, а из нескольких укрупненных блоков, также создает предпосылки для автоматизации как проектирования, так и изготовления подобных изделий. Возможно также программирование процесса их конструирования.

  4.63. Ю.Н.Орудин. Декоративная решетка у выставочного зала в г. Туле
4.63. Ю.Н.Орудин. Декоративная решетка у выставочного зала в г. Туле
  4.64. Ю.Н.Орудин. фрагмент декоративной решетки у выставочного зала в г. Туле
4.64. Ю.Н.Орудин. фрагмент декоративной решетки у выставочного зала в г. Туле

Художественные изделия из кованого металла в современной городской среде чаще всего встречаются у общественных зданий либо в парковых зонах. Подобные изделия в современной типовой жилой застройке - большая редкость. Тем более интересно привести пример вторжения кузнецов и в эту, столь бедную искусством, область. В поселке Отрадное Ленинградской области, на улице Лесная, между двумя типовыми корпусами установлено необычное произведение металлопластики. Автор - гатчинский кузнец В.М. Марков. Изображен земной шар, обвитый лентами "на ветру", внутри шара - откованная верхняя часть мачты с парусами, а в плоскости меридиана - символ моря - штурвал (рис. 4.65 и 4.66). Это произведение оживляет скучную застройку, вызывает живое трепетное чувство.

  4.65. В.М.Марков. Художеотвенное оформление жилых домов в пос. Отрадное
4.65. В.М.Марков. Художеотвенное оформление жилых домов в пос. Отрадное
  4.66. В.М.Марков. Деталь художественного оформления жилых домов в пос. Отрадное
4.66. В.М.Марков. Деталь художественного оформления жилых домов в пос. Отрадное

Когда-то узкие мощеные улочки средневековых городов украшали металлические вывески, прикрепленные на кронштейнах к стенам домов, и над людьми, спешащими по своим делам,нависал то железный сапог, то крендель, оповещая о том, что здесь сапожная мастерская или пекарня. И сегодня во многих городах мы можем встретить вывески, в которых использованы эти традиции старых ремесленников. В Ереване Ю.Г. Карапетян установил изготовленные им фонарь и вывеску магазина "Чинар" на двух выступающих из плоскости стены кронштейнах (рис. 4.67).

  4.67. Ю.Г.Карапетян. Фонарь и вывеска магазина Чинар
4.67. Ю.Г.Карапетян. Фонарь и вывеска магазина Чинар

Оригинально решил подобную задачу петербургский кузнец Е.И. Ершов. Его вывеска Торгово-бытового центра представляет собой куб, подвешенный на цепи за один из углов, на гранях куба - выполненные в металле объемные изображения бытовых товаров (рис.4.68).

  4.68 Е.Н.ЕРШ0В. Вывеска Торгово-бытового центра
4.68 Е.Н.ЕРШ0В. Вывеска Торгово-бытового центра

В традиционной средневековой манере выполнена О.В. Боньковским вывеска аптеки, только змея на ней поднимается не как обычно, от ножки чаши, а как бы от аптеки (рис. 4.69).

  4.69. О.Л.Боиыомский. Вывеска аптеки
4.69. О.Л.Боиыомский. Вывеска аптеки

В полном соответствии с традициями готики отковал Е.М. Рысин визуальный знак кафе "Росток" (рис. 4.70).

  4.70. Рысин. Эмблема кафе Росток
4.70. Рысин. Эмблема кафе Росток

По-разному, в своей индивидуальной манере, решают мастера и вывескиэмблемы своих кузниц. В.М. Белов создал эмблему с изображением процесса ручной ковки, окружил вывеску железными узорами с завитками и листьями (рис. 4.71), Т. Линна решил свою вывеску строго и просто, как обложку книги, на которой изображены наковальня и восходящее солнце (рис. 4.72).

  4.71. В.М.Белов. Эмблема кузнеца
4.71. В.М.Белов. Эмблема кузнеца
  4.72. Т.Т.Линна. Эмблема кузнеца
4.72. Т.Т.Линна. Эмблема кузнеца
  4.73. Дубрович уличный светильник Черный кот
4.73. Дубрович уличный светильник Черный кот
  4.74. В.Пуронас. Шяуляйские коты
4.74. В.Пуронас. Шяуляйские коты

Им же выполнена одна из самых удачных по выразительности и лаконизму вывеска гриль-бара в г. Курессааре (рис. 4.75).

  4.75. Т.Т.Линна. Декоративная вывеска Гриль-бар
4.75. Т.Т.Линна. Декоративная вывеска Гриль-бар



« предыдущая оглавление следующая »

Поделиться:


Советуем прочитать:

up