Древние традиции ковки

Кованый металл в интерьере имеет древнюю традицию. В XVI и XVII веках в общественных и жилых помещениях широко использовались металлические оконные и дверные решетки, паникадила, шандалы, подсвечники и светцы. Наибольшего расцвета это направление достигло в XVIII - начале XX века, когда в помещениях можно было встретить металлическую мебель, перила лестниц и сами лестницы, люстры, бра и т.п. В короткий период господства стиля "модерн" кованый металл применялся практически во всех зданиях. Эта традиция продолжается и сегодня. Можно утверждать, что за последние три десятилетия наибольшее число художественных кованых изделий выполнено кузнецами для интерьеров жилых и общественных зданий. Разнообразна тематика работ: это отдельные настенные украшения и целые композиции, мебель, зеркала, напольные подсвечники, торшеры, фонари, люстры, перегородки, двери, камины и каминные приборы, ограждения лестничных маршей и площадок и др. При этом поражает не только широта тематики, но и та увлеченность творчеством, с которой работают современные кузнецы-художники.

Разнообразие кованого металла в интерьере определяется кругом заказчиков, для которых выполнены работы: это управления по реставрации памятников архитектуры, истории и культуры, различные культурные и официальные учреждения, а также частные лица. Трудно определить грань между бытовыми кузнечными изделиями и художест-венным кованым металлом в интерьере. Критерием отбора работ по этой теме была значимость изделия, его роль в той среде, для которой оно предназначено. Иногда небольшое по размерам декоративное изделие несет в себе большую смысловую нагрузку. Подсвечник в жилой комнате еще "не делает погоды", напольный же подсвечник или торшер часто в корне меняет интерьер комнаты. Еще большее смысловое значение имеют небольшие по размеру декоративные украшения в интерьерах общественных зданий, если они связаны по своей тематике с историей города или здания, театра, кафе и пр. В этой главе мы рассмотрим современные работы кузнецов для интерьера: мебель и зеркала, декоративные изделия, камины и каминные приборы; изделия для освещения помещений; перила лестниц и площадок; решетки.

Иногда кованые изделия занимают значительное место в художественном решении всего интерьера. Например, идеей оформления зала ресторана "Тихвин" стала история города Тихвин, издревле славившегося кузнечным промыслом. Еще при Петре I река Тихвинка после строительства шлюзов стала судоходной, появились заезжие торговые гости - купцы. Темой настенного панно стала "Встреча торговых гостей". Оно состоит из трех кованых, условно выполненных "кораблей", паруса которых составлены из зеркал, окованных черным металлом. Каждое зеркало может поворачиваться на 20-30" вокруг своей оси. Между "кораблями" установлены бра. Все исполнено в технике горячей ковки (рис. 3.1 и 3.2). Здесь кованый металл стал ведущим элементом всего художественного оформления зала. Так как панно расположено близко к столикам, потребовалось тщательное выполнение деталей. На рис. 3.3 показано, сколь изобретательны кузнецы в обработке отдельных узлов композиции (авторы Ю.Х. Саркисян и М.В. Тимофеев).

 3.1 Ю.Х. Саркисян Художественное оформление ресторана Тихвин
3.1 Ю.Х. Саркисян Художественное оформление ресторана Тихвин
 3.2. Ю.Х. Саркисян, М.В. Трофимов. Детали оформления ресторана Тихвин
3.2. Ю.Х. Саркисян, М.В. Трофимов. Детали оформления ресторана Тихвин

Одной из крупных авторских работ В.Н.Демина являются кованые композиции для музея истории Великой Отечественной войны 1941-1945гг. (г.Одесса). По его словам "... эта работа интересна тем, что кованый металл в композициях монументален и, как правило, лишен свойственных ему утилитарных функций ... Технология изготовления предусматривала применение мощного кузнечного оборудования. При изготовлении композиции "Первый день войны" использованы натуральные гильзы снарядов и бомб, сохранившиеся с тех времен" (рис. 3.4).

 3.3. Ю.Х. Саркисян, М.В. Трофимов. Фрагмент оформления ресторана Тихвин
3.3. Ю.Х. Саркисян, М.В. Трофимов. Фрагмент оформления ресторана Тихвин
 3.4. В.Н. Демин. Фрагмент композиции Первый день войны в Одесском музее истории Великой Отечественной войны
3.4. В.Н. Демин. Фрагмент композиции Первый день войны в Одесском музее истории Великой Отечественной войны

Декоративные, грубые сварные швы являются дополнительным изобразительным средством. Композиция "День Победы" построена на синтезе различных материалов: стали, меди и латуни. Художественный металл В.Н.Демина занимает значительное место в помещениях музея и тесно связан с экспозицией. Аналогичная масштабная работа выполнена им для Музея истории Кишинева. И здесь во всех интерьерах художественный кованый металл органично связан с экспозицией, а зачастую выполняет не только декоративно-образные функции, но и включает в себя элементы освещения помещений. На рис. 3.5 и 3.6 показаны наиболее характерные детали композиции.

Не только в общее решение пространства помещения вторгаются кузнецы-художники. Иной раз достаточно нескольких декоративных элементов - и свободный от мебели холл получает определенную эмоциональную тональность. На рис. 3.7 и 3.8 показаны изделия Н.В. Леконцева, установленные в холле общественного здания - дерево-светильник и три подсвечника. Наиболее выразителен подсвечник "Птица" (рис. 3.9), в котором найденное сочетание реального и фантастически-декоративного придает изделию удивительную привлекательность.

 3.5. В.Н.Демин. Фрагмент 1	оформления стендов в Одесском музее истории Великой Отечественной войны
3.5. В.Н.Демин. Фрагмент 1 оформления стендов в Одесском музее истории Великой Отечественной войны
 3.6. В.Н. Демин. Фрагмент 2	оформления стендов в Одесском музее истории Великой Отечественной войны
3.6. В.Н. Демин. Фрагмент 2 оформления стендов в Одесском музее истории Великой Отечественной войны
 3.7. Н.В. Леконцев. Светильникдерево
3.7. Н.В. Леконцев. Светильникдерево
 3.8. Н.В. Леконцев. Напольные подсвечники
3.8. Н.В. Леконцев. Напольные подсвечники
 3.9. Н.В. Леконцев. Фрагмент подсвечника Птица
3.9. Н.В. Леконцев. Фрагмент подсвечника Птица

Бывает, что отдельное произведение художественной ковки становится весьма значительной деталью всего интерьера. В Доме интернациональной дружбы (г.Тула) установлены кованые часы, изготовленные кузнецом-художником Ю.Н. Орудиным. Они занимают всю высокую нишу в стене помеш,ения, их высота 3 м; изделие представляет собой шар для часового механизма, окруженный восемью "орбитами"-обручами. Часы установлены на стойке и закреплены двумя штырями в выступающих пилонах стены. В то же время они подвешены к перекрытию, причем для придания зрительной легкости подвескг выполнена в виде фигурной цепи, хотя фактически является единым стержнем. Вся эта сложная конструкция изготовлена из стали, латуни и меди ручной ковкой, при выполнении центрального шара применена выколотка по модели (рис. 3.10 и 3.11). Неожиданность подобного решения часов делает их центром внимания в пространстве интерьера.

 3.9. Н.В. Леконцев. Фрагмент подсвечника Птица
3.9. Н.В. Леконцев. Фрагмент подсвечника Птица
 3.10. Ю.Н. Орудин Часы в доме интернациональной дружбы
3.10. Ю.Н. Орудин Часы в доме интернациональной дружбы
 3.11. Ю.Н. Орудии. Фрагмент Часов в Доме интернациональной дружбы
3.11. Ю.Н. Орудии. Фрагмент Часов в Доме интернациональной дружбы

На путевых стенах современных станций метрополитена широко распространены декоративные металлические панели. По способу изготовления они разнообразны, многие играют заметную роль в художественном оформлении подземных станций. В качестве примера приведем два панно на станции московского метро "Варшавская", выполненных Е.М. Рысиным, Д. Бодниексом и А. Лапиньшем. На первом панно - композиция на тему старой Варшавы. Это панно высотой 3 метра выполнено из стальных стержней серого цвета, наложенных на серебристый алюминиевый лист. Скупыми средствами мастерам удалось передать характерные черты города: крупную каменную кладку стен, готические арки зданий, черепичные крыши, островерхие фасады домов и башен. Второе панно посвящено современной застройке города. В той же технике в нем переданы пространственные, легкие, как паруса, конструкции сооружений, высотные здания, яхты и др. Характер исполнения - черные линии рисунка на светлом алюминиевом листе, что делает эти панно похожими на огромные гравюры (рис. 3.12 и 3.13).

 3.12. Е.М. Рысин, Д. Бодниекс и А. Лапиньш. Декоративное панно Старая Варшава станции Варшавская Московского метрополитена
3.12. Е.М. Рысин, Д. Бодниекс и А. Лапиньш. Декоративное панно Старая Варшава станции Варшавская Московского метрополитена
 3.13. Е.М. Рысин, Д. Бодниекс и А. Лапиньш. Декоративное панно Новая Варшава станции Варшавская Московского метрополитена
3.13. Е.М. Рысин, Д. Бодниекс и А. Лапиньш. Декоративное панно Новая Варшава станции Варшавская Московского метрополитена

Участие профессиональных художников в создании произведений из металла - явление, характерное не только для нашего времени. И в прошлые века художники и скульпторы и, особенно архитекторы, активно участвовали в создании художественных изделий из металла: Ю.М. Фельтен, А.Н. Воронихин, К.И. Росси, А.Е. Егоров, О.И. Бове, П.К. Клодт, Е.А. Лансере и т.д. И сегодня широко известны работы современных мастеров по металлу,таких как Зураб Церетелли, Виктор Цигаль, Андрей Васнецов, Дмитрий Шаховской и другие. Естественно, что в работах каждого мастера-профессионала проявляется своеобразие его творческого подхода к теме и материалу, техники выполнения изделий.

Кузнец-художник Эдмундас Фреюс отковал панно на тему "Морские моллюски" для вестибюля дома отдыха в г. Швянтои. Эта своеобразная импровизация была выполнена мастером без эскиза и без проекта (рис. 3.14), она необычна и удивительна, при первом взгляде на панно возникает вопрос - как это сделано? Э. Фреюс рассказывает: "... работа откована из черного металла, крупные детали ковал на пневматическом молоте, для соединения отдельных элементов использовал кузнечную сварку". Художественная ковка или чеканка, занимая не так много места на стене, крайне значима для выразительности любого интерьера. Московские мастера В.А. Васильев и А.Л. Захваткин для интерьера кафе выполнили из чеканной меди с перегородчатой эмалью два панно с подсвечниками - "Парень" и "Девушка" (рис. 3.15).

 3.14. Э.А. Фреюс Панно морские малюски
3.14. Э.А. Фреюс Панно морские малюски
 3.15. В. А. Васильев, А.Л. Захваткин. Панно с подсвечниками Парень и Девушка
3.15. В. А. Васильев, А.Л. Захваткин. Панно с подсвечниками Парень и Девушка

Не только декоративные, но и чисто утилитарные изделия исполняют современные мастера для жилых и общественных помещений. Высокое мастерство отличает произведения кузнеца С. Бабикаса. Им, например, изготовлен шахматный столик и два стула (рис. 3.16).

 3.16. С.И.Бабикас. Шахматный столик со стульями. Сталь, латунь
3.16. С.И.Бабикас. Шахматный столик со стульями. Сталь, латунь

У всех, видевших эту работу, она вызывает невольное восхищение. Корреспондент Ю.Н.Строганов так описывает свои впечатления: "... разговор ведем за шахматным столиком на тонких изящных изогнутых ножках; сижу в ажурном кресле "под средневековье"; на доске, вделанной в столик, шахматные фигуры ... двигаю пешку, ювелирную, вернее кованую, потому что и столик, и доска, и стулья с латунным плетением, и фигуры - тоже творение кузнеца, выкованы за четыре месяца неспешной работы; гордость мастера - гривастые латунные и стальные фигуры коней с благородным изгибом шеи" (рис.3.17 и 3.18). Кузнец Л.И.Быков отковал кресло,по формам и отделке близкое к стилю барокко (рис. 3.19).

 3 17. СИ. Бабикас. Фрагмент шахматного столика
3 17. СИ. Бабикас. Фрагмент шахматного столика
 3.18. СИ. Бабикас. Шахматные фигуры
3.18. СИ. Бабикас. Шахматные фигуры
 3.19. Л.И. Быков. Кованое кресло
3.19. Л.И. Быков. Кованое кресло

Своеобразное кованое изделие для интерьера выполнено владимирским мастером Ю.Н. Бородиным - вешалка для одежды, совмещенная с зеркалом (рис. 3.20). Асимметрично решенная композиция логична по своему построению - тяжесть кованой рамы и самого зеркала слева уравновешивается висящей на крючках справа одеждой. Привлекают к себе внимание детали изделия, исполненные кузнецом с завидной изобретательностью. На рис. 3.21 приведены детали зеркала и кронштейна, демонстрирующие технологию изготовления вешалки.

 3.20. Ю.Н. Бородин. Схема вешалки с зеркалом
3.20. Ю.Н. Бородин. Схема вешалки с зеркалом
 3.21. Ю.Н.Бородин. Фрагмент вешалки с зеркалом
3.21. Ю.Н.Бородин. Фрагмент вешалки с зеркалом

Не только стиль барокко, но и изысканные линии рококо привлекают кузнецов сегодня. Каунасские мастера Альфредас и Римантас Сташкусы отковали пристенный столик и обрамление зеркала. Глубокое проникновение в особенности стиля первой половины XVIII в. (рококо) отличает эту работу. Особенно изящен по своей декоративности столик (рис. 3.22).

 3.22. А.П. и Р.А.Сташкусы. Декоративный столик и зеркало
3.22. А.П. и Р.А.Сташкусы. Декоративный столик и зеркало

Стилю модерн отдали дань кузнецы-художники Д.Ю и Л.Ю. Панченко, выполнившие обрамление зеркала, соответсвующее вкусам и идеям, господствовавшим в искусстве конца XIX -начала XX века в Западной Европе и в России (рис. 3.23).

 3.23. Д.Ю. и Л.Ю.Панченко. Обрамление зеркала
3.23. Д.Ю. и Л.Ю.Панченко. Обрамление зеркала

Обрамления зеркал - одна из тем кузнечных работ современных мастеров. На рис. 3.24 и 3.25 показаны рамы двух зеркал работы В.Е. Цигаля. Наряду с многочисленными графическими и живописными работами художника особо следует отметить работы, выполненные в металле и керамике. Они особенно декоративны. Д.А. Шмаринов пишет в каталоге выставки (1987 г.): "Вот где смелая изобразительность и фантазия художника, замечательное остроумие в использовании материала проявилось в полную силу!" Обрамление зеркала, названного автором "Зеркало с каретой", исполнено в духе классических традиций. Овальное зеркало заключено в двойную раму с типичным для классицизма ромбическим орнаментом, с узлами перевязок стальных полос, поставленных на ребро. В верхней части композиции, так же стальной полосой "на ребро", изображена едуш,ая карета с карточным знаком "пик" на дверце. В нижней части - трубящий амур.

 3.24. В.Е. Цигаль. Зеркало с каретой
3.24. В.Е. Цигаль. Зеркало с каретой
 3.25. В.Е. Цигаль. Зеркало с кораблями
3.25. В.Е. Цигаль. Зеркало с кораблями

Изнутри контуры амура, кареты, кучера, коня заполнены листовым металлом. Подвешенное на двух цепях, оно является значительным элементом декора в интерьере и во многом определяет характер дальнейшего внутреннего убранства помещения. Обрамление второго зеркала ("Зеркало с кораблями") имеет форму квадрата с размерами сторон 112 см, в который вписан круг зеркала. По четырем углам размещены чеканные парусные корабли и буквенные обозначения стран света: 5, л, М, О. Между кораблями с четырех сторон изображены стилизованные волны и дельфины. Полное морской романтики зеркало возвращает нас к страницам рассказов и повестей А.С. Грина.



« предыдущая оглавлениеследующая »

Поделиться:


Советуем прочитать:

up