Булат, как особый вид стали

Первые сведения о булате - особой разновидности стали, отличающейся высокой твердостью, упругостью, вязкостью и характерным узором, относятся ко времени походов Александра Македонского в IV веке до н.э. Для изготовления булатного клинка мало получить слиток, необходимо его еще и отковать по специальной технологии. Суздальский кузнец В.И.Басов для изготовления своих изделий использует заготовки, состоящие из многих тысяч слоев.

2.14. В.И. Басов. Бухарский нож
2.14. В.И. Басов. Бухарский нож
2.14. В.И. Басов. Бухарский нож
2.14. В.И. Басов. Бухарский нож

Булат для заготовок он варит сам. На рис. 2.14-2.17 приводятся авторские работы Басова. Бухарский нож изготовлен из сварной букетной стали и тонкого стального троса, рукоять - из красного дерева; узбекский нож "Пинчаг" с лезвием из половецкого булата и рукоятью из рога; "Бухарский нож" с лезвием из булатной стали с насечкой и рукоятью из моржового клыка (выполнен по типу изделия XVII века); грузинский кинжал "Кама" с лезвием из половецкого булата и серебряной насечкой, рукоять - из моржового клыка. Много секретов булата вновь открыл В.И. Басов и теперь он передает их своим ученикам.

2.15. В.И. Басов. Узбекский нож 'Пинчаг'
2.15. В.И. Басов. Узбекский нож 'Пинчаг'
2.16. В.Я.Воробьев композиция Экспресс
2.16. В.Я.Воробьев композиция Экспресс
2.17.	В.И.Басов грузинский кинжал Кама. Половецкий булат
2.17. В.И.Басов грузинский кинжал Кама. Половецкий булат
2.18.	Б.И. и О.И.Абдуллаевы. Ножи с ножнами
2.18. Б.И. и О.И.Абдуллаевы. Ножи с ножнами

Интересны работы, выполненные современными мастерами на основе богатых народных традиций. Кузнецами из Душанбе братьями Б.И. и О.И. Абдуллаевыми изготовлены кованые стальные клинки с ножнами в традиционных таджикских формах, с широким использованием народного орнамента при отделке как рукоятки, так и ножен (рис. 2.18). Тульский мастер Н.В. Фирстов по сохранившимся изображениям отковал турецкий ятаган - холодное оружие, известное на Ближнем и Среднем Востоке с XVI века.

Лезвие и рукоять украшены растительным орнаментом (рис. 2.19). Короткие мечи и секиру на древке по образцу древнерусского оружия изготовил кузнец-художник Л.И. Быков. Изделия из вороненого железа обильно украшены растительным орнаментом, выполненным горячей насечкой (рис. 2.22 и 2.23). Им же выполнена композиция "Мужские игры", составленная из шпаг с затейливыми эфесами (рис. 2.24 и 2.25).

2.19.	Н.В. Фирстов. Турецкий ятаган. Булат
2.19. Н.В. Фирстов. Турецкий ятаган. Булат
2.20. В.А. и Н.А. Криво¬шеины. Жиковина
2.20. В.А. и Н.А. Криво¬шеины. Жиковина
2.21. В.А. и Н.А. Кривошеины. Фрагмент жиковины
2.21. В.А. и Н.А. Кривошеины. Фрагмент жиковины
2.22. Л.И. Быков Копье
2.22. Л.И. Быков Копье

В старину вместо привычных нам петель и ручек двери имели, жиковины и ручки-стукала разнообразной формы и рисунка. В наше время жиковины и стукала потеряли практическое значение и современные мастера делают их при реставрационных работах или в учебных целях. Суздальские кузнецы братья В.А. и Н.А. Кривошеины выполнили реконструкцию двух старинных жиковин (рис. 2.20 и 2.21). Первая, кроме ковки и лужения, имеет просечки с набивкой неглубокого рисунка в виде точек и бороздок. Просечной орнамент четкий и выразительный. Вторая жиковина - более сложная по рисунку и исполнению.

Она состоит из двух элементов: просечной узорной пластины и накладной кованой петли, соединенной с пластиной пятью заклепками. Орнамент жиковины образуют стилизованные изображения человеческих фигур. Вся поверхность изделия имеет неглубокий рельеф - насечку. Кованая жиковина литовского мастера В. Ярутиса объемна, выразительна, как бы "вылеплена" ручником на наковальне. Три ее крупных кованых гвоздя так вписались в общий рисунок жиковины, что стали неотъемлемой частью целого (рис. 2.26).

2.23. Л.И. Быков Композиция Русь
2.23. Л.И. Быков Композиция Русь
2.24. Л.И. Быков Композиция Мужские игры
2.24. Л.И. Быков Композиция Мужские игры
2.25. Л.И. Быков фрагмент Композиция Мужские игры
2.25. Л.И. Быков фрагмент Композиция Мужские игры
2.26. В. Ярутис. Жиковина
2.26. В. Ярутис. Жиковина

Среди представленных на рис. 2.27 - 2.35 восьми дверных ручек-стукал рассмотрим три наиболее характерные. Дверная ручка ереванского кузнеца Ю.Г. Карапетяна привлекает внимание открытостью технологии ковки. Красота и пластичность железа здесь максимально выявлены, создается впечатление, что мастер любуется податливостью, материала (рис. 2.27). Иную задачу решали донецкие кузнецы А.И. Биловол и Л.И. Литвин: в их дверной ручке кудрявые завитки и скручивание стержня рукоятки выполнены в декоративных целях, сам материал имеет второстепенное значение. Ручку можно окрасить, покрыть слоем другого металла - декоративные качества при этом не изменятся (рис. 2.28). В исполнении дверной ручки московских кузнецов братьев Д.Ю. и Л.Ю.

2.27. Ю.Г. Карапетян. Дверная ручка
2.27. Ю.Г. Карапетян. Дверная ручка
2.28.	А.И. Биловол, А.И. Литвин. Дверная ручка
2.28. А.И. Биловол, А.И. Литвин. Дверная ручка
2.29. Д.Ю. и Л.Ю. Панченко. Дверная ручка
2.29. Д.Ю. и Л.Ю. Панченко. Дверная ручка
2.30. В.Е. Цигаль. Дверная ручка  Летучая мышь
2.30. В.Е. Цигаль. Дверная ручка "Летучая мышь"

Панченко заложены элементы современных решений в изделиях прикладного искусства. Такой парадокс - древнее назначение предмета (стукало) и его современное дизайнерское решение (рис. 2.29). Своеобразной интерпретацией стукала может служить изделие-игрушка из металла в виде маленького дятла, стучащегося в вашу дверь (рис. 2.35).



« предыдущая оглавление следующая »

Поделиться:


Советуем прочитать:

up